Классицизм — от лат classicus (простой) + эталонный, образцовый, ученический.
Европейский сложился в 17 веке.
Сам термин появился в 1ой трети 19 века.
Классицизм — художественная система; исторически обусловленный способ идейно-эстетического восприятия и моделирования действительности в художественных образах.
Классицизм складывался в творческой практике писателей 17-18 века и обосновывался теоретически (огромное кол-во трактатов, руководств, правил написания произведений). Сильнейшее воздействие и давление теоретических построений на творчество писателей. Подкреплялось ссылками на античные (высочайший образец) и современные образцы. Среди современных образцов много французов.
Классицизм — литературное направление. Для лит направления необходима творческая близость, осознание сходства худ принципов своих произведениях.
В западноевропейских литрах: 2-ая половина 17 — 1-ое тридцатилетие 18 века.
Эталон — французский классицизм. Его основатель — Франсуа Малерб (Малгерб) — разраьотал жанровые законы поэзии, реформатор франц языка. Кроме того, Пьер Корнель, Расин, Мольер, Вольтер, Лафонтен, Никола Буало-Депрео.
Буало — Поэтическое искусство — дидактическая поэма. (1677?).
Античный образец — Послание к …зону Горация.
Французский классицизм — эталон для остальных.
В нем основные признаки классицизма:
• Культ античной литературы;
• Господство отвлеченных и обобщенных идей и образов;
• Рационализм; строгая систематизация идей и образов;
• Подчинение литературных произведений строгим правилам поэтики — нормативность;
• Внеисторизм — герои живут вне истории; события трактуются вне определенной исторической среды (хотя есть исключения);
• Преобладание в характерах героев типизации в ущерб индивидуализации (важное понятие — характер, причем должна быть. Выражена только одна страсть в хар-тере героя: один герой-один характер);
• Устойчивые, родовые, независимые от кремни признаки, являющиеся воплощением каких-либо социальных и духовных сил;
• Создавался абстрактно-логический мир вне времени и пространства;
• Каждый жанр имеет строгие формальные признаки;
• Во французском — высокий уровень классицистического самосознания.
Особенности российского классицизма:
• Все основные положения реализованы, но свои особенности;
• Возник почти на век позднее французского; (во Франции на этот момент уже просветительский классицизм);
• В России нет апологии абсолютизма;
• Постановка просветительских задач; сатира как предпросветительский жанр;
• 20-30-е гг 18 века — в России к. начал развиваться уже после смерти Петра;
• Социально-критический пафос был на начальном этапе развития;
• Тираноборческие мотивы появляются — ближе к концу 18 века;
• Невозможность опоры на богатую национальную лит. традицию; необходимо было создание лит языка и разработка системы лит жанров;
0. Реформа стихосложения
1. Регламентация жанровой системы
2. Стилевая реформы
В нач 1730-х гг в России господствовало силлабическое стихосложение. В зависимости от акцентологии сущ. 3 системы: если долгота/краткость, то тонический (музыкальный) принцип — чередование долгих и кратких звуков — в древнегреческой и латинской поэзии; там, где ударение все время на один слог в словах — силлабический принцип — французская, польская поэзия; полиакцентные языки — силлабо-тонический принцип, вчитывается слог и ударение, регулярном чередование удар и безудар слогов.
1-ый этап реформы: Василий Кириллович Тредиаковский — Новый и краткий способ к сложению российских стихов /с определениями до сего надлежащих званий/ (звание — термин). Необходимость согласовать принцип стихосложения с акцентологией языка. (Версификация, способ сложения стихов).
Идея новой ритмической единицы стиха — идея стопы.
Хорей (наилучший), ямб (наихудший), спондей (2 подряд ударных), пиррихий (2 безударных) (они средней доброты).
Тредиаковский был очень очень связан, ограничен традициями русской силлабики — трехсложные размеры даже не упомянуты. Упоминает только стихи из 11 и 13 слогов (героическое размеры). Рифма должна быть только женской, признавал только одну парную рифму.
В 1752 году Тредиаковский исключил ограничения насчет 2-сложников, парных рифм, героических строк и женских рифм. Признал 3-стопники, разные рифмы.
(После письма Ломоносова с рекомендациями стихотворцам из Германии 1739 года, кот возмутился трактатом Тредиаковского — тот после письма МВЛ свой трактат пересмотрел).
/Тредиаковский воспитанник франц поэзии/.
О древнем, среднем и новом стихотворении российском — 1755 — тоже Тредиаковский. Отмечает 3 этапа развития росс стихосложения.
2-ой этап реформы:
Письмо о правилах российского стихосложения- Ломоносов, 1739. Было опубликовано слишком поздно, но все равно важно.
Полемика с Тредикаовским, Сумароковым.
Ломоносов изучал в Германии тракта Тредиаковского. Написал письмо в 1739. Не нужно заимствовать чуждое из других языков. При этом написал и приложил к письму написанную новым языком Оду на взятие Хотини. Ломоносов протестует против ограничений Тредиаковского, вызванных приверженностью силлабике. Нужно ввести двоесложные и троесложные стопы. Всего Ломоносов предложил 6 типов стоп: ямб, анапест, ямбоанапест (без-уд-без-без-уд), хорей, дактиль, дактилохорей (уд-без-уд-без-без). Для Тредиаковского колво стоп в стихе было не важно, для Ломоносова — важно — разбивка (?). Пентаметр (5 стоп), гекз(с)аметр (6 стоп), тетраметр (4-стопный), триметр (3 стопы), диметр (2 стопы). Получаются 30 различных родов стиха.
Ломоносов испытывал любовь к ямбу. Требовал в письме чистоты ритма, ограничения пиррихиев и спондеев. Ломоносов — систематизатор.