Педагогические условия организации театрализованной деятельности школьников

1. Четко определить воспитательные цели и задачи.

2. Привлекать к сотрудничеству родителей, старшеклассников.

3. Приобщать детей к созданию декораций, атрибутов (картонные фигурки, овощи, перчаточные куклы, детские игрушки, бумажные цветы и др.)

4. Тщательно подбирать литературный материал, создавать свои собственные произведения, пьески.

5. С малышами сценки, инсценировки, драматизации повторять несколько раз, чтобы каждый попробовал себя в разных ролях (правило индивидуальности).

6. Учитывать искренность, эмоциональность, азарт детей.

7. Обеспечить свободное пространство, атмосферу творчества,

свободу выбора и творческого самовыражения.

8. Найти подходящее занятие для всех желающих (правило всеобщего участия).

9. Учитывать индивидуальные особенности детей, щадить самолюбие ребенка, не ставить в смешную, нелепую ситуацию.

10. Организовывать специальные занятия, тренинги по формированию навыков театрализованной деятельности.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности

В драматизации нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени.

Зайчик, сыгранный одним ребенком, будет беззаботным, подвижным, шумным, а другим – тихим, осторожным, сдержанным. Тот же самый ребенок, играя во второй раз того же Зайчика, может быть совсем другим, не похожим на описанных двух.

Правило всеобщего участия

В драматизации участвуют все дети. Не беда, если не хватает ролей для изображения людей и зверей. Деревья, кусты, ветер, избушка тоже могут стать активными участниками спектакля. Они могут помогать героям сказки или мешать, передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободного выбора

Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка!) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов

Для облегчения проигрывания той или иной роли, необходимо ее с ребенком обсудить, «проговорить». В этом помогут вопросы:

– Что ты хочешь делать?

– Что тебе мешает?

– Что поможет сделать это?

– Что он хочет сказать?

– О чем он мечтает?

Правило обратной связи

После проигрывания сказки проходит ее обсуждение, в ходе которого взрослый задает детям вопросы:

– Какие чувства ты испытывал во время спектакля?

– Чье поведение, поступки тебе понравились? Почему?

– Кто тебе больше всего помог?

– Кого бы ты еще хотел сыграть? Почему?

Комплекс заданий и упражнений по развитию навыков театрализованной деятельности:

-подвижные игры с элементами перевоплощения;

-задания с предметами;

-упражнения-импровизации;

-упражнения с воображаемыми предметами;

-работа над дыханием, речью, артикуляцией;

-упражнение «реагирование на услышанное».

Можно предложить, к примеру, такие упражнения.

1. Артист

Для исполнителя задания предлагаются карточки. Все присутствующие должны угадать, кого (или что) изображает «артист».

2. Скульптура

Задание групповое, рассчитано на 5-6 человек. С помощью фантазии и своего тела последовательно надо изобразить: танк, мотоцикл с седоком, фонтан, скамейку, открытое окно, корзину с грибами, разные деревья, цветы и т.п..

3. Войди в образ

Изобразить вещь с присущим ей звуком (трактор, часы с кукушкой, пистолет, скрипучая дверь и т.п.) и без звука (мигающая лампочка, испорченный радиоприемник, горячий утюг, тупые ножницы…).

Нужно пройти по сцене, сесть на стул, затем встать и пройти уже в образе того или иного человека: старика, больного, раненого, подкрадывающегося, что-то ищущего, от кого-то спасающегося и др.

4.Воображаемое путешествие

Учитель: Сейчас мы отправимся с вами в воображаемое путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет ваша фантазия.

Итак, возьмем со стульев воображаемые рюкзаки, наденем их, выйдем на сцену. Перед вами поляна, покрытая полевыми цветами. Рвите цветы для букета, любуйтесь ими… А кто-то присел, раздвинул траву и…нашел среди травы землянику! Она растет в траве, сразу и не увидишь. Ах, какая сладкая земляника! Можно угостить подругу… Теперь мы идем дальше по лесной дороге. Здесь течет ручей, а через него перекинуто бревно. Переходите через ручей по бревну! Помогайте друг другу… Присмотритесь, в лесу много грибов и малины. Собирайте. А где малина, там и крапива… Ну, а теперь мы немного отдохнем. Садитесь на травку. Достаньте из рюкзаков то, что вам в дорогу дала мама и перекусите. А я буду угадывать, что вы едите…

Приложение 8

Экологическое образование средствами школьного предмета биологии


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: