Производственная физическая культура.

Лекция 9

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП)

Определение понятия ППФП.

Место ППФП в системе физического воспитания.

Организация и формы ППФП студентов в Вузе.

Производственная физическая культура.

Профессионально-прикладная физическая подготовка –это система специальной физической подготовки, формирующая прикладные знания, физические, психические и специальные качества и связанные с ними способности для психофизической готовности человека к профессиональной деятельности и защите Родины.

Целью ППФП является развитие или поддержание требуемого уровня профессионально важных физических и психических качеств и связанных с ними способностей к трудовой деятельности и защите Родины на базе разносторонней общей физической подготовки (ОФП).

Задачи ППФП:

1. Приобретение необходимых прикладных знаний и методико-практических умений и навыков.

2. Преимущественное развитие прикладных основных физических качеств.

3. Преимущественное развитие прикладных специальных качеств.

4. Преимущественное развитие прикладных умений и навыков.

5. Преимущественное развитие прикладных психических качеств.

В соответствии с требованиями примерной учебной программы для вузов по ППФП «упражнения и тесты разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования». ППФП рассматривается как многоуровневая система. Различают 4 уровня ППФП, каждый из которых имеет свою структуру и свои специфические особенности. Самый низкий уровень – кондиционная физическая подготовка. Для неё характерна оздоровительная направленность, второй уровень – непосредственно ППФП, третий уровень – спортивно-прикладная подготовка. Самый высший уровень строится на основе принципов спортивной тренировки.

Повторение системы занятий ППФП базируется на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые отражены в специфических принципах тренировки ППФП:

1. Принцип единства общей и специальной подготовки – это органическая связь физического воспитания с практикой трудовой деятельности, предполагающая преимущественное развитие пофессионально-важных физических качеств и двигательных навыков на основе общей физической подготовленности.

2. Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок.

3. Принцип волнообразности динамики нагрузок. После периода наращивания нагрузки в любом случае следует период её снижения.

4. Принцип цикличности построения процесса физической подготовки.

5. Принцип возрастной адекватности физических нагрузок.

В настоящее время ППФП осуществляется во всех учебных и внеучебных формах физического воспитания, а зачетные требования и нормативы, утвержденные в вузе, являются обязательными для каждого студента.

Формы ППФП:

1. Учебные занятия – теоретические, практические, методико-практические, контрольные; элективные практические; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия; самостоятельные занятия. Контрольные занятия по ППФП предназначены для этапного и итогового контроля за уровнем теоретической и практической подготовленности студентов к выбранной профессии и специализации.

2. Внеучебные занятия:

а) утренняя гигиеническая гимнастика выполняется от 10-15 минут до 30 минут, 8-15 упражнений по 6-8 раз.

б) занятия в спортивных секциях.

в) самостоятельные тренировочные занятия.

г) массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые по календарным планам и программам на первенство учебных групп, между ними, на первенство курсов, факультетов и вуза.

Производственная физическая культура (ПФК) – целенаправленная, методически обоснованная система физкультурно-оздоровительных мероприятий, форма и содержание которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда.

ПФК – обязательная составная часть рационального двигательного режима, сложившаяся в силу потребностей рациональной организации труда.

Цель ПФК – поддержание и укрепление здоровья, а также повышение производительности труда.

Задачами ПФК являются:

— подготовка к трудовой деятельности;

— повышение эффективности труда;

— восстановление работоспособности во время работы и по ее окончании,

— профилактика неблагоприятных факторов влияния труда, в том числе профессиональные вредности;

— формирование сознательного и творческого отношения к труду;

— воспитание трудовой и социальной активности людей.

Формы ПФК:

1. Производственная гимнастика – вводная, физкультурные паузы, физкультминутки, сеансы в комнатах психофизической разгрузки, малые игровые формы в межрабочих перерывах: настольный теннис, бильярд, дартс и др.

2. Послерабочее восстановление – участие в организованных или самостоятельных занятиях на физкультурной базе предприятия и вне ее. К ним относятся восстановительные комплексные упражнения сразу после работы, посещение восстановительных и оздоровительно-профилактических центров на производстве, занятия в специализированных группах здоровья и секциях, в профилакториях, санаториях, на загородных базах отдыха и т.п.

Конференция студентов факультета физической культуры и спорта — 22 марта 2016 г.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: