УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Программа и методические рекомендации
Челябинск 2009
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Факультет информационных ресурсов и технологий
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
Утверждаю
Первый проректор
Н. П. Соболенко
«___» ______________ 200 г.
Программа УЧЕБНОЙ практики
для студентов очного отделения,
обучающихся по специальности 071200 Библиотечно-информационные ресурсы квалификация Бакалавр библиотечно-информационных ресурсов и 071201 Библиотечно-информационная деятельность квалификация Библиотекарь-библиограф, преподователь
Челябинск 2009
УДК 01
ББК 78.5
П- 59
Составитель: З.В.Руссак, канд. пед. наук, доцент
Рекомендовано на заседании кафедры библиотечно-информационной деятельности 18 января 2009 года, протокол № 5
П-59 |
Программа учебной практики для студентов III курса очного отделения по специальности 071200 – библиотечно-информационные ресурсы квалификация – бакалавр библиотечно-информационных ресурсов; студентов 11 курса очного отделения по специальности 071201 – библиотечно-информационная деятельность квалификация библиотекарь-библиограф, преподаватель / ФГОУ ВПО «ЧГАКИ» ; сост. З .В. Руссак. – Челябинск, 2009. – 14 с. – (Учебно-методический комплекс).
В издание включены рабочая программа учебной практики по «Информационно-библиотечному обслуживанию» со всеми необходимыми составляющими (организационно-методический раздел, содержание практики, распределение часов практики по видам деятельности, учебно-методическое обеспечение практики, формы промежуточного и итогового контроля) и материалы методического обеспечения (методические указания для руководителя практики и студентов, методические указания по заполнению отчетной документации и ее образцы и др),
Рецензент: Л. В. Сокольская, канд. пед. наук, доцент кафедры БИД
© Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2009
Содержание
Часть 1. Рабочая программа практики
I. Организационно-методический раздел | |
II. Содержание практики III. Распределение часов практики по видам деятельности IV. Учебно-методическое обеспечение практики V. Формы промежуточного и итогового контроля Часть 2. Методическое обеспечение практики I. Методические указания для руководителя практики II. Методические указания для студентов III. Методические указания по заполнению отчетной документации по практике, образцы IУ. Материально-техническое обеспечение реализации практики |
Часть 1. Рабочая программа учебной практики
I. Организационно-методический раздел
Согласно учебному плану специальности 071200 – Библиотечно-информационные ресурсы квалификации бакалавр библиотечно-информационных ресурсов на 111 курсе дневного отделения и специальности 071201 – Библиотечно-информационная деятельность квалификации библиотекарь-библиограф, преподаватель на 11 курсе предусмотрена учебная практика по информационно-библиотечному обслуживанию (сквозная).
1.1. Цель практики – приобретение студентами практических навыков индивидуальной и массовой работы с читателями, изучение читательских интересов и запросов..
1.2. Задачи практики:
— знакомство с функциями, задачами, историей, структурой библиотеки;
— формирование профессионального мышления студентов;
— создание современного представления о библиотеке как информационном, досуговом, образовательном учреждении;
— закрепление и использование теоретических знаний по вопросам организации фондов, библиотечно-библиографическом обслуживании пользователей;
— овладение процессами использования новых информационных технологий в обслуживании пользователей.
Роль и место учебной практики в структуре подготовки.
Учебная практика является одним из основных видов подготовки студентов и представляет собой комплексные практические занятия, в ходе которых осуществляется формирование основных первичных профессиональных умений, широкое ознакомление с деятельностью конкретных библиотек, приобретение навыков работы в коллективе. Учебная практика проводится по учебному курсу «Библиотечное обслуживание».
1.4. Требования к знаниям, умениям и навыкам (компетенциям). приобретаемым студентами при прохождении практики. Учебная практика студентов III курса связана с библиотечно-информационным обслуживанием пользователей библиотек разных типов и видов.
Практика направлена на получение знаний, навыков и умений в области удовлетворения информационных запросов пользователей.
Направления практики:
— знакомство с организацией деятельности библиотеки, ее структурой;
— изучение состава читателей, приоритетных групп обслуживания;
— знакомство с содержанием чтения разных категорий читателей;
— изучение индивидуальных и массовых форм библиотечного обслуживания.
В результате прохождения практики студент должен закрепитьзнания:
— об особенностях информационно-библиотечного обслуживания разных групп пользователей;
— о специфике информационных запросов читателей;
— об особенностях библиотечных фондов, предоставляемых пользователям.
В результате прохождения практики у студентов должны быть сформированы умения:
— удовлетворять информационные запросы пользователей;
— проводить индивидуальные и массовые мероприятия для пользователей библиотек;
— оказывать консультационную помощь пользователям.
II. Содержание практики
Учебная практика по библиотечному обслуживанию проводится в 5 семестре в течение 2 недель (сквозная – в течение 18 недель, 4 часа каждую неделю). Основными заданиями учебной практики являются:
1. Общее знакомство с базой практики. Ознакомление с работой библиотеки. Правила пользования библиотекой, Структура отделов, занимающихся обслуживанием читателей, технология работы. Организацией труда в отделах, содержание фонда, состав читателей, штат библиотеки. Общая характеристика библиотечного обслуживания города, микрорайонов.
2. Изучение особенностей обслуживания пользователей в библиотеке. Задачи и содержание обслуживания читателей. Организация дифференцированного обслуживания читателей на абонементе и в читальных залах. Формы организации обслуживания читателей. Система расстановки книг в фонде открытого доступа. Изучение чтения и читателей в библиотеке.
3. Организация работы с пользователями на абонементе, в читальных залах, специализированных отделах. Запись читателей в библиотеку. Работа с читательскими формулярами. Правила заполнения читательского формуляра. Способы расстановки читательских формуляров. Наличие читательского билета у пользователя. Дневник библиотеки. Учет состава читателей и выданной литературы, массовых мероприятий. Проведение бесед с читателями при записи их в библиотеку, при выдаче и приеме литературы, беседы о культуре чтения, использовании справочно-библиографического аппарата.
4. Обслуживание пользователей в библиотеке. Подготовка квыдаче литературы на абонементе (в читальном зале). Ознакомление с новой литературой, поступившей в библиотеку, представленной на книжных выставках и полках открытого доступа. Отбор литературы для индивидуального информирования пользователей. Проведение рекомендательной беседы, беседы по прочитанному произведению.. Использование библиографических материалов для подготовки к выдаче литературы.
5. Изучение особенностей чтения конкретных читателей.Анализ чтения читателей по читательским формулярам. Содержание, направленность и интенсивность чтения. Наличие системы в чтении. Заметки библиотекаря об организации чтения. Использование СБА, рекомендательных библиографических пособий в обслуживании пользователей.
6. Беседа с библиотекарем отдела обслуживания о чтении отдельных групп пользователей.Интенсивность информационных запросов пользователей. Частота посещения библиотеки. Тематика читательских интересов и запросов. Характер чтения (одностороннее или отличается разнообразием). Система в чтении. Активизации чтения пользователей. Влияние библиотеки на организацию чтения.