Роль и место учебной практики в структуре подготовки.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Программа и методические рекомендации

Челябинск 2009

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет информационных ресурсов и технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

Утверждаю

Первый проректор

Н. П. Соболенко

«___» ______________ 200 г.

Программа УЧЕБНОЙ практики

для студентов очного отделения,

обучающихся по специальности 071200 Библиотечно-информационные ресурсы квалификация Бакалавр библиотечно-информационных ресурсов и 071201 Библиотечно-информационная деятельность квалификация Библиотекарь-библиограф, преподователь

Челябинск 2009

УДК 01

ББК 78.5

П- 59

Составитель: З.В.Руссак, канд. пед. наук, доцент

Рекомендовано на заседании кафедры библиотечно-информационной деятельности 18 января 2009 года, протокол № 5

П-59

Программа учебной практики для студентов III курса очного отделения по специальности 071200 – библиотечно-информационные ресурсы квалификация – бакалавр библиотечно-информационных ресурсов; студентов 11 курса очного отделения по специальности 071201 – библиотечно-информационная деятельность квалификация библиотекарь-библиограф, преподаватель / ФГОУ ВПО «ЧГАКИ» ; сост. З .В. Руссак. – Челябинск, 2009. – 14 с. – (Учебно-методический комплекс).

В издание включены рабочая программа учебной практики по «Информационно-библиотечному обслуживанию» со всеми необходимыми составляющими (организационно-методический раздел, содержание практики, распределение часов практики по видам деятельности, учебно-методическое обеспечение практики, формы промежуточного и итогового контроля) и материалы методического обеспечения (методические указания для руководителя практики и студентов, методические указания по заполнению отчетной документации и ее образцы и др),

Рецензент: Л. В. Сокольская, канд. пед. наук, доцент кафедры БИД

© Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2009

Содержание

Часть 1. Рабочая программа практики

I. Организационно-методический раздел
II. Содержание практики III. Распределение часов практики по видам деятельности IV. Учебно-методическое обеспечение практики V. Формы промежуточного и итогового контроля Часть 2. Методическое обеспечение практики I. Методические указания для руководителя практики II. Методические указания для студентов III. Методические указания по заполнению отчетной документации по практике, образцы IУ. Материально-техническое обеспечение реализации практики

Часть 1. Рабочая программа учебной практики

I. Организационно-методический раздел

Согласно учебному плану специальности 071200 – Библиотечно-информационные ресурсы квалификации бакалавр библиотечно-информационных ресурсов на 111 курсе дневного отделения и специальности 071201 – Библиотечно-информационная деятельность квалификации библиотекарь-библиограф, преподаватель на 11 курсе предусмотрена учебная практика по информационно-библиотечному обслуживанию (сквозная).

1.1. Цель практики – приобретение студентами практических навыков индивидуальной и массовой работы с читателями, изучение читательских интересов и запросов..

1.2. Задачи практики:

— знакомство с функциями, задачами, историей, структурой библиотеки;

— формирование профессионального мышления студентов;

— создание современного представления о библиотеке как информационном, досуговом, образовательном учреждении;

— закрепление и использование теоретических знаний по вопросам организации фондов, библиотечно-библиографическом обслуживании пользователей;

— овладение процессами использования новых информационных технологий в обслуживании пользователей.

Роль и место учебной практики в структуре подготовки.

Учебная практика является одним из основных видов подготовки студентов и представляет собой комплексные практические занятия, в ходе которых осуществляется формирование основных первичных профессиональных умений, широкое ознакомление с деятельностью конкретных библиотек, приобретение навыков работы в коллективе. Учебная практика проводится по учебному курсу «Библиотечное обслуживание».

1.4. Требования к знаниям, умениям и навыкам (компетенциям). приобретаемым студентами при прохождении практики. Учебная практика студентов III курса связана с библиотечно-информационным обслуживанием пользователей библиотек разных типов и видов.

Практика направлена на получение знаний, навыков и умений в области удовлетворения информационных запросов пользователей.

Направления практики:

— знакомство с организацией деятельности библиотеки, ее структурой;

— изучение состава читателей, приоритетных групп обслуживания;

— знакомство с содержанием чтения разных категорий читателей;

— изучение индивидуальных и массовых форм библиотечного обслуживания.

В результате прохождения практики студент должен закрепитьзнания:

— об особенностях информационно-библиотечного обслуживания разных групп пользователей;

— о специфике информационных запросов читателей;

— об особенностях библиотечных фондов, предоставляемых пользователям.

В результате прохождения практики у студентов должны быть сформированы умения:

— удовлетворять информационные запросы пользователей;

— проводить индивидуальные и массовые мероприятия для пользователей библиотек;

— оказывать консультационную помощь пользователям.

II. Содержание практики

Учебная практика по библиотечному обслуживанию проводится в 5 семестре в течение 2 недель (сквозная – в течение 18 недель, 4 часа каждую неделю). Основными заданиями учебной практики являются:

1. Общее знакомство с базой практики. Ознакомление с работой библиотеки. Правила пользования библиотекой, Структура отделов, занимающихся обслуживанием читателей, технология работы. Организацией труда в отделах, содержание фонда, состав читателей, штат библиотеки. Общая характеристика библиотечного обслуживания города, микрорайонов.

2. Изучение особенностей обслуживания пользователей в библиотеке. Задачи и содержание обслуживания читателей. Организация дифференцированного обслуживания читателей на абонементе и в читальных залах. Формы организации обслуживания читателей. Система расстановки книг в фонде открытого доступа. Изучение чтения и читателей в библиотеке.

3. Организация работы с пользователями на абонементе, в читальных залах, специализированных отделах. Запись читателей в библиотеку. Работа с читательскими формулярами. Правила заполнения читательского формуляра. Способы расстановки читательских формуляров. Наличие читательского билета у пользователя. Дневник библиотеки. Учет состава читателей и выданной литературы, массовых мероприятий. Проведение бесед с читателями при записи их в библиотеку, при выдаче и приеме литературы, беседы о культуре чтения, использовании справочно-библиографического аппарата.

4. Обслуживание пользователей в библиотеке. Подготовка квыдаче литературы на абонементе (в читальном зале). Ознакомление с новой литературой, поступившей в библиотеку, представленной на книжных выставках и полках открытого доступа. Отбор литературы для индивидуального информирования пользователей. Проведение рекомендательной беседы, беседы по прочитанному произведению.. Использование библиографических материалов для подготовки к выдаче литературы.

5. Изучение особенностей чтения конкретных читателей.Анализ чтения читателей по читательским формулярам. Содержание, направленность и интенсивность чтения. Наличие системы в чтении. Заметки библиотекаря об организации чтения. Использование СБА, рекомендательных библиографических пособий в обслуживании пользователей.

6. Беседа с библиотекарем отдела обслуживания о чтении отдельных групп пользователей.Интенсивность информационных запросов пользователей. Частота посещения библиотеки. Тематика читательских интересов и запросов. Характер чтения (одностороннее или отличается разнообразием). Система в чтении. Активизации чтения пользователей. Влияние библиотеки на организацию чтения.

Tipo


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: