Цели программы
• обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
• обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
• отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
• формирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям и т.д.
Для того, чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет неустойчивым.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный — проведение презентации программы, разработка плана совместной деятельности педагогов, специалистов, руководства учреждения.
2. Диагностический — первичная диагностика, заключительная диагностика.
3. Практический — реализация программы: подготовка и проведение игровых тренингов, занятий, упражнений.
4. Заключительный — подведение итогов, закрепление полученных навыков детей.
Оценка эффективности программы
Результативность программы определяется с помощью наблюдений за поведением детей, анкетирования, тестирования. Мониторинг осуществляется планомерно и целенаправленно в естественных условиях повседневной деятельности детей.
Критерии агрессивности (схема наблюдения)
1. Часто теряет контроль над собой
2. Часто спорит ругается со взрослыми
3. Часто отказывается выполнять правила
4. Часто специально раздражает окружающих
5. Часто винит других в своих ошибках
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо
7. Часто завистлив и мстителен
8. Чувствителен. Очень быстро реагирует на различные действия детей и взрослых. которые нередко раздражают его.
Психолого-педагогические методы снятия неблагоприятного состояния
У подростка
Подавление — жесткое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред самому ребенку или возможен ущерб здоровью и жизни другого. В такой ситуации очень важно акцентировать внимание на поступке, а не на личности подростка. Возможность применения данного метода находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого.
Вытеснение — метод используется для устранения отрицательных проявлений через включение ребенка в деятельность. Выстраивается цепочка действий, направленных на снятие неблагоприятного состояния: вытеснить — заменить — отвлечь. Вытеснение должно быть мягким, с использованием ненавязчивой шутки, сосредоточением внимания подростка на чем-то важном, не терпящем отлагательства и т. д.
Игнорирование — отсутствие реакции на то или иное неблагоприятное состояние. Метод применяется с целью создания условий для постепенного угасания накала неблагоприятного состояния.
Санкционирование — метод, предполагающий разрешение на проявление какого-либо состояния (апатии, грусти, скуки), несмотря на то, что оно отклоняется от социальных норм и ценностей. Санкционирование оправданно, если проявление неблагоприятного состояния не наносит ущерба самому ребенку и окружающим, а обращение к резкому пресечению было бы вредным для его развития. Данный метод исключается, если ребенок находится в состоянии злости, гнева, ненависти.
Концентрация на положительном — сосредоточение на позитивном в самом ребенке и в другом человеке, животном, предмете, против кого (чего) была направлена злость, агрессия, раздраженность или гнев. Цель данного метода — научить подростка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека. Педагогу в данной ситуации необходим спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия.
Ситуация успеха — инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей. Проживая ситуацию успеха, подросток обретает достоинство, обнаруживает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.
Социально-педагогическое внушение — неоднократное повторение педагогом следующих высказываний: что подросток способен, сможет справиться с проблемой; что процесс этот трудный и не быстрый, поэтому необходимо терпение и мужество, которых подростку не занимать.
Педагогические приёмы:
o доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение , в котором он сможет проявить свои знания и умения;
o постепенного приучения к деятельности повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью; поддержки групповых на общую пользу – поручения;
o проявлений – поощрение и одобрение группы усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
o недоверия – группа высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
o отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – окружающие заставляют переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;
o осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
o переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
o включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным делам, умение сотрудничать с товарищами.
Социально-педагогическая коррекция и реабилитация
Коррекция имеет следующие функции:
1. восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о добрых делах;
2. компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности (в спорте, в труде, в творчестве и т. п.);
3. стимулирующую, направленную на активизацию позитивной общественно полезной деятельности подростка;
4. исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов (поощрение, убеждение, пример и т. д.).
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка с взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций педагогов, родителей, которая должна способствовать, в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка.
Ведущий метод социально-педагогической реабилитации — создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта. Традиционные направления социально-педагогической реабилитации:
— организация социально-педагогического контроля над условиями воспитания и поведением ребенка, подростка;
— социально-педагогическая поддержка тех, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановки в семье;
— помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с проблемами в среде обитания подростка;
— предупреждение и пресечение всевозможных отклонений в поведении, когда социальная неприспособленность подростка требует использования определенных санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием;
— координация отношений ребенка с коллективом;
— оздоровление.
Структура занятия.
Занятия состоят из нескольких частей:
Часть 1. Вводная. Цель – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры – приветствие, игры с именами.
Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В структуру занятия входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной, поведенческой сфер ребенка.
Основные процедуры:
• сказкотерапия с импровизацией;
• игры на развитие навыков общения;
• игры на формирование навыка контроля и управления собственным гневом, обучение детей некоторым приемам саморегуляции, освоение релаксационных техник;
• рисование, кляксография;
• игры на снижение тревожности и повышение самооценки.
Часть 3. Завершающая. Цель – создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижения уровня возбуждения, снимают напряжение); мимическую гимнастику (снятие общего напряжения); двигательные упражнения. Занятия проводятся в форме мини-тренинга, в котором участвуют 6-8 человек.