Спорт как социокультурный феномен

Спорт не изобретение ХХ века. Спорт как состязание ровесник человечества. Состязания существовали со времен первобытности. Если же говорить о рождении спорта как такового, то время его появления античность, а место появления — Древняя Греция. Именно там (776 г. до н.э.) состоялись первые Олимпийские игры.

Что же касается предпосылки спорта состязаний, то они старше человечества, так как состязания игрового характера (спорт и есть игровое состязание) свойственны животным. В объяснении происхождения культурных феноменов я методологически опираюсь на Ф. Ницше и
П.А. Кропоткина, которые выводят их из биологических инстинктов животных. Поэтому я склонен думать, что спорт есть социализированный и окультуренный инстинкт животных, потребность в борьбе и в игре, в состязаниях. Если человек произошел из животного мира, то он наделен такими же инстинктами, которые приобрели в человеке культурную форму.

Я думаю, что окультуренные инстинкты в человеческом обществе преследуют ту же самую цель, что и в зоологическом сообществе. Й. Хейзинга приводит разные мнения, призванные объяснить происхождение игры. Одно из них объясняет игру как стремление к главенству или соперничеству. Именно в этом я нахожу объяснение спорту.

Желание быть первым в человеческом обществе, это проявление инстинктивного желания быть главным в зоологическом сообществе. Быть главным, значит быть вожаком, иметь власть, лучшую пищу, лучшее место под солнцем. Быть главным, значит сидеть на самой толстой и красивой ветке с самым большим бананом в руках.

Но здесь-то и проходит раздел между биологическим инстинктом воли к власти и социокультурным феноменом спорта. В обоих случаях есть стремление к первенству, но если в зоологическом сообществе это стремление преследует цель полезности (лучшая пища, больше самок и т.д.), то в человеческом обществе полезность спорта уходит на второй план.

Спортсмен хочет быть первым, и это главное для него. Его мало интересует корысть, главное победа. Конечно, блага, сопутствующие победе, приятны, как самый большой банан, но нельзя бежать марафонскую дистанцию, думая именно о деньгах, а особенно стоять на ринге. Соревнование особая жизнь, выводящая спортсмена из круга обыденности, в спорте и за его пределами разные цели. Тех, кто вкусил настоящего спорта, держит именно спортивная цель. Уйдя из большого спорта, многие деградируют, так же, как и профессиональные военные, вынужденные покинуть армию. Так же, как и солдаты-наемники, которые даже в мирной жизни ищут и создают войну. За пределами спорта спортсмен не находит цели в жизни, если вся жизнь, вся культура не становится огромным спортивным состязанием. И чем больше распространен спорт, тем больше его специфические ценности становятся ценностями всей культуры, отодвигая не-спортсменов на обочину жизни.

В спорте главное победа, а победа есть выражение потребности в героизме. Желание это заложено на уровне коллективного бессознательного. Герой — это архетип, как и всякий другой архетип, обладающий собственной энергией. Реализуется это желание через победу, через доказательство себе и другим собственной силы. Герой предпочитает славу гарантированному достатку. Слава есть атрибут героя.

Уже античная культура нашла в спорте способ реализовать потребность в героизме без войны. Нам представляется не случайным, что спорт зародился в непрерывно воюющей Древней Элладе. Там же был создан и образ героя. Поначалу воюющий, героизм переместился в спорт, а военная битва стала спортивным сражением.

Что такое война в первобытности и в античности? «Любовь и война правят миром!» — утверждал Гераклит. Я думаю, что причина войн для античной культуры иррациональна, война имеет космическое происхождение, и на земле, в Элладе, выступает проявлением космического закона. Потому-то раб не смеет воевать, война и любовь дело только свободных эллинов.

Продолжая биологизм Ф.Ницше и П.Кропоткина, я полагаю, что войны первобытности были проявлением биологических инстинктов, унаследованных от животных. Это захват территории, места обитания, потребность в его защите, необходимость охоты.

Войны античности так же были вызваны отчасти этими факторами. Но античность новая цивилизация, новый шаг в выделении человечества из природы, а человека от животного. Античная мифология отличается от первобытной тем, что принимает разумную форму, разум и его ценности опосредуют отношение человека с миром. Разум, насыщенный мифологическим содержанием в античности, преобразует смысл войны. Поэтому биологически объяснимая потребность в захвате-защите территории превращается в героическую потребность в захвате ценностей, принадлежащих богам и в защите от богов своего, человеческого образа жизни. Не случайно Олимпийские игры посвящены Зевсу и имеют значение ритуала. Думаю, что Древнегреческое спортивное состязание является именно войной, но не с людьми, а с богами. В период проведения Олимпиады на территории Греции войны прекращались, наступало перемирие, потому, что Олимпиада, это главная война с богами, имеющая значение не для отдельных воюющих полисов, а для всей Греции. Энергия архетипа героя реализовывалась в спортивных состязаниях.

Разве случаен девиз современного спорта — «О спорт, ты мир»? На уровне профанного сознания это означает объединение народов на основе мирных спортивных состязаний, но на уровне сакрального сознания этот девиз означает выделение в общечеловеческом мире особого мира спорта, современного Древнегреческого Космоса, ограниченного площадью стадиона, где и сегодня, как встарь, продолжается война людей с Олимпом, требующая общечеловеческого замирения, единства и объединения сил. Правила соревнований, как и в давние времена, ритуальны. Битва борцов на арене оборачивается чем-то вроде энергетической установки, производящей и накапливающей энергию, которую ритуал соревнований нацеливает для атаки на Олимп. Поэтому победитель соревнования герой такой же, как и в Древней Греции. Потому возможна и командная победа, потому в победе участвуют и болельщики.

Спортивные игры, чемпионаты, и особенно Олимпиады — ритуалы, они сакральны. Открытие и закрытие Олимпиады представляет собой магический ритуал, берущий начало в древности. Отсюда и способность спортивных игр вытеснять и сублимировать земные войны, превращать их в земной мир, соревнование направляет энергию войны за пределы земной реальности. Следовательно, человек становится героем и сознает себя героем уже не только в военном сражении, но и в мирном, спортивном.

Благодаря архетипически присутствующему в нем героизму, спорт приобретает смысложизненное содержание борьбы с тем, что находится за пределами человеческого жизненного мира. Так же, как и в античности олимпионик, сегодня спортсмен через победу, через обретение героизма приравнивает себя богам. И чем выше ступень пьедестала почета, тем ближе он к вершине Олимпа. Архаическое сознание является частью сознания современного, и бессознательный поиск смысла жизни отчасти находит в современности такое же решение, как и в античности.

Плетников, В.В. Спорт и игра как феномены социокультурных парадигм / В.В. Плетников http://ihtik.lib.ru/philosophy_articles_6janv2005/
philosophy_articles_6janv2005_4815.htm

Вопросы

1. Спорт рассматривается автором как игровое состязание. Как вы думаете, насколько правомерен такой подход?

2. Где проходит биологическими инстинктами и социокультурным феноменом спорта?

3. Каково смысловое отличие древнегреческих олимпийских игр от Игр наших дней?

\


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: