В результате освоения курсов должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-8 способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
В результате освоения компетенции ОК- 8студент должен: приобрести способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
Формы контроля
Текущий и рубежный контроль осуществляется преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.
Текущая и рубежная аттестация в 1,2,3,4,5 и 6 семестрах – зачет
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Прикладная физическая культура» осуществляется в соответствии с Приложением 1.
II. Содержание курсов
Содержание разделов курсов
№ п/п | Наименование раздела курсов (темы) | Содержание | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) | Образовательные технологии |
1. | Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. | Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. ФЗ № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура личности. Сущность физической культуры как социального института. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении. | ОК-8 | Знать: основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, значение физической культуры в жизни общества и студента. Уметь: ориентироваться в общих и специальных литературных источниках Владеть:навыками самостоятельного изучения вопросов физической культуры личности | Лекция. Практические занятия Самостоятельная работа студентов. Обсуждение рефератов. Консультации преподавателей. |
2. | Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры. | Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды | ОК-8 | Знать: физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Уметь: использовать средства для оценки уровеня функциональной подготовленности организма при помощи элементарных тестов PWC 170, проба Штанге, проба Гейне, проба Летунова и др. Владеть: навыками дозирования нагрузки, измерения АД, ЧСС, антропометрических данных | Лекция. Практические занятия Самостоятельная работа студентов Обсуждение рефератов. Консультации преподавателей. |
3. | Тема 3.Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. | Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образ жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. | ОК-8 | Знать: взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Уметь:использовать знания здорового образа в профессиональной и общественной жизни Владеть:навыками личной и общественной гигиены и возрастной физиологии | Лекция. Практические занятия Самостоятельная работа студентов Обсуждение рефератов |
4. | Тема 4. Психологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. | Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда | ОК-8 | Знать: о психофизических особенностях состояния студента. Уметь:использовать средства физической культуры в регулировании своего психофизиологического состояния методамипсихофизической тренировки Владеть:навыками оптимизации своего физического состояния в условиях профессиональной деятельности | Лекция. Практические занятия Самостоятельная работа студентов Обсуждение рефератов |
5. | Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. | Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия | ОК-8 | Знать: значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Уметь:воспроизводить основные двигательные действия и использовать их в своей профессиональной деятельности Владеть:основами теории спортивной тренировкии использовать их в самоподготовке | Лекция. Практические занятия Самостоятельная работа студентов Обсуждение рефератов. Консультации преподавателей. |
6. | Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях | ОК-8 | Знать:основные цели задачи и принципы самостоятельной подготовки, условия реализации на практике методов самоконтроля Уметь:планировать и управлять самостоятельными занятиями, вести дневник самостоятельных занятий. Владеть:принципами построения самостоятельных занятий, планированием, дозировкой нагрузки, правильным выполнением двигательных действий в избранном виде спорта | Лекция. Практические занятия Самостоятельная работа студентов Обсуждение рефератов |
7. | Тема 7. Особенности режимов питания, распорядка дня, противодействия неблагоприятным факторам среды вредным привычкам при занятиях физической культурой и спортом | Питание как фактор здорового образа жизни. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли как основные источники энергообеспечения и жизнедеятельности организма при занятиях физическими упражнениями. Факторы среды, биологические ритмы суточные, недельные циркадные их влияние на жизнедеятельность и физическую активность организма. Борьба с вредными привычками. | ОК-8 | Знать: факторы здорового образа жизни: питание, факторы среды, биоритмы. Уметь: вести пропаганду здорового образа жизни, аргументировано информировать занимающихся о влиянии питания, факторов среды, суточных и биологических ритмов, вредных привычек на физическую активность организма. Владеть:способностью анализировать и обобщать важные проблемы здорового образа жизни, современного развития физической культуры и спорта. Основами знаний борьбы с вредными привычками. | Лекция. Практические занятия Самостоятельная работа студентов Обсуждение рефератов. Консультации преподавателей. |
8. | Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений. | Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе. Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта | ОК-8 | Знать:основные базовые понятиядисциплины,закономерности использования системы физических упражнений в ИПС. Уметь:определять цели и задачи для занятий избранным видом спорта с учетом психических, антропометрических свойств личности. Владеть:основными двигательными действиями в избранном виде спорта, а также методами тренировки в избранном виде спорта. | Лекция. Практические занятия Самостоятельная работа студентов Обсуждение рефератов. Консультации преподавателей. |
9. | Тема 9. Диагностика и самодиагностика занимающихся физическими упражнениями и спортом | Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля | ОК-8 | Знать:базовые понятия и методы диагностики и самодиагностики занимающихся физической культурой и спортом Уметь: заниматься самоконтролем на занятиях физической культурой и спортом. Владеть:средствами и методами самоконтроля самодиагностики, владеть навыками коррекции антропометрических индексов, номограмм, номограмм функциональных проб, использовать врачебный и педагогический контроль при самостоятельных занятиях | Лекция. Практические занятия Самостоятельная работа студентов Обсуждение рефератов. Консультации преподавателей. |
10. | Тема 10. Студенческий спорт. Выбор видов спорта, особенности занятий избранным видом спорта | Спортивная классификация, Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений | ОК-8 | Знать:Информацию о студенческом спорте, спартакиаде в РЭУ имени Г.В. Плеханова. Положение о стимулировании студентов спортсменов. Информацию о студенческих спортивных соревнованиях организованных Ассоциацией студенческого спорта и другими общественными организациями. Основные принципы построения систем массового и профессионального спорта высших достижений, основные психофизиологические характеристики видов спорта и систем физических упражнений Уметь:самостоятельно, мотивированно и обоснованно выбирать условия и программы для занятий избранным видом спорта Владеть:информацией о современных, популярных видах спорта, навыками самостоятельной спортивной квалификации в избранном виде спорта | Лекция. Практические занятия. Выполнение учебных нормативов. Самостоятельная работа студентов |
11. | Тема11. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями | Содержание врачебного контроля, основные методы самоконтроля, показатели и критерии оценки. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом. | ОК-8 | Знать: основные требования по проведения самоконтроля во время физической нагрузки Уметь:самостоятельно проводить, корректировать и контролировать основные методы самоконтроля Владеть: основными методами самоконтроля | Лекция. Практические занятия Самостоятельная работа студентов |
12. | Тема12. Учет возрастных, физиологических, гендерных и функциональных особенностей при занятиях физической культурой и спортом | Возрастные особенности при занятиях физкультурой и спортом, физическая активность и спортивное долголетие. Учет физиологических и гендерных особенностей организма при занятиях физической культурой и спортом. | ОК-8 | Знать: основные этапы и признаки возрастных и гендерных изменений функциональных систем организма. Базовые показатели постоянства внутренней среды организма и его функциональных систем. Правила их учета при занятиях физической культурой и спортом. Уметь:использовать информацию о функциональных особенностях для грамотного построения занятий физической культурой и спортом. Владеть:навыками учета гендерных, возрастных и функциональных особенностей организма для грамотного построения занятий физической культурой и спортом. | Лекция. Практические занятия. Самостоятельная работа студентов |
13. | Тема 13. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов | Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе | ОК-8 | Знать: цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов Уметь:использовать физические упражнения в тренировке профессионально-прикладных качеств, организовывать производственную гимнастику, использовать профессиональные знания для профилактики травматизма средствами физической культуры по своей специальности Владеть:навыками коррекции заболеваний и травматизма средствами физической культуры по своей специальности | Лекция. Практические занятия Самостоятельная работа студентов |
14. | Тема 14. Критерии эффективности здорового образа жизни. | Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. | ОК-8 | Знать: основные критерии эффективности здорового образа жизни. Уметь: использовать критерии здорового образа жизни для повышения умственной и физической активности Владеть:средствами физической культуры, здорового образа жизни для повышения умственной и физической работоспособности | Практические занятия Самостоятельная работа студентов |
15. | Тема 15. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте | Коррекция физического развития. Влияние ФК, спорта и ЗОЖ на функционирование организма и рост телосложения. Коррекция двигательной и функциональной подготовленности. | ОК-8 | Знать:владеть информациейо влиянии физических нагрузок на функциональные изменения организма. Уметь:использовать средства физической культуры и спорта для целенаправленной коррекции телосложения и физического развития организма Владеть:навыками целенаправленного использования средств физической культуры и спорта для коррекции фигуры и физического развития организма. | Практические занятия Самостоятельная работа студентов |