Урок 8. самостоятельная работа

Для успешного выполнения самостоятельной работы вам необходимо уметь составлять линейные алгоритмы для Робота с использованием команд перемещения, закраски и построения стенок.

Дополнительные задания:

21. Робот находится в лабиринте. Напишите программу, которая позволит ему выбраться из него.

Урок 8. самостоятельная работа

*

22. Напишите программу изображения орнамента.

Урок 9. Циклические алгоритмы.

Цикл «N раз»

Итак, мы с вами научились управлять Роботом. Под нашим руководством он рисует красивые узоры, ремонтирует трубопроводы и многое другое. Но давайте представим такую ситуацию: нам нужно, чтобы робот закрасил сто подряд идущих клеток. Так и писать сто раз команды закрасить и вправо? А если нужно закрасить несколько тысяч клеток? Такого количества команд никакой программный листок не вместит. Да и писать это тоскливо.

Конечно, чтобы закрасить сто клеток, Робот сто раз должен выполнить команды закрасить и вправо, тут уж ничего не поделаешь. Но совершенно не обязательно записывать их сто раз. Есть способ указать в алгоритме, что некоторая команда или группа команд должна выполниться Роботом несколько раз. Такая структура записи команд алгоритма называется циклом.

Урок 8. самостоятельная работа Цикл – это многократное исполнение последовательности команд.

Итак, пусть исполнителю требуется перекрасить в красный цвет ряд из 6 синих клеток (см. рисунок справа). При решении этой задачи Робот должен подойти к ряду клеток, которые необходимо перекрасить, а затем выполнить 6 раз команды закрасить и вправо.

Для нашей задачи подходит цикл N раз с известным числом повторений.

В общем виде структура цикла выглядит так:

Урок 8. самостоятельная работа нц n раз

{тело цикла}

команда 1;

команда 2;

кц

А как вы думаете зачем писать кц, обозначающий конец цикла?

Дело в том, что, как мы уже сказали, повторять иногда необходимо несколько команд и слово «кц» как раз и отделяет команды, которые выполняются многократно, от других, которые не нужно повторять. А чтобы легче было заметить, какие команды находятся внутри цикла, их следует писать с небольшим отступом вправо.

Для графического изображения цикла так же существует свой символ:

Урок 8. самостоятельная работа

Решение задачи перекраски ряда с использованием цикла N раз выглядит так:

алг ряд

дано! ряд из 6 синих клеток

надо! перекрасить ряд в красный цвет

нач

краска (4);

вправо (3);

нц 6 раз

закрасить;

вправо;

кц

кон

В виде блок-схемы решение этой задачи будет выглядеть следующим образом:

Урок 8. самостоятельная работа

Правила использования оператора цикла:

1. Цикл N раз используется тогда, когда число повторений цикла заранее известно или может быть вычислено.

2. Цикл начинается заголовком цикла – ключевым словом нц, за которым указывается нужное количество повторений цикла.

3. Цикла заканчивается ключевым словом кц.

4. В цикле повторяются все команды, находящиеся между заголовком цикла и ключевым словом кц (тело цикла).

5. Для того чтобы легче разбираться в программе, применяют специальную систему записи с отступами: все команды, входящие в цикл, смещают вправо на 2-3 символа – это позволяет сразу видеть, где начинается и где заканчивается цикл.

Задание:

23. Нарисуйте конечное положение робота (звездочка) после выполнения следующего алгоритма:

алг поход

*

дано! чистое поле

надо! передвинуть робота

нач

нц 300 раз

вправо;

кц

нц 298 раз

влево;

кц

кон

24. Что будет изображено на экране и где будет расположен Робот, после выполнения следующего алгоритма:

алг стенки

*

дано! чистое поле

надо! выполнить алгоритм

нач

вправо(2);

нц 6 раз

построить(1);

построить(0);

вниз;

вправо;

кц

кон

25. Робот должен был построить следующее изображение, но при составлении алгоритма была допущена ошибка. Исправьте алгоритм.

алг узор

*
?

дано! чистое поле

надо! выполнить алгоритм

нач

вправо;

вниз;

краска(5);

нц 5 раз

закрасить;

вниз;

вправо;

вправо;

вниз;

кон

26. Нужно провести робота сквозь лабиринт. Допишите начатый алгоритм до конца

Урок 8. самостоятельная работа алг лабиринт

дано! лабиринт

надо! выйти из лабиринта

нач

вправо(2);

вниз;

нц раз

27. Нужно создать узор следующего вида. Составьте два алгоритма: С одним циклом и двумя циклами. Оформите решения в виде блок-схем.

*

С одним циклом С двумя циклами

Урок 8. самостоятельная работа
Урок 10. Решение задач

28. Спасти клубнику от вредителей! Написать программу построения изгороди из стенок вокруг клубничной грядки.

Урок 8. самостоятельная работа

29. Оформить решение задачи в виде блок – схемы. Показать траекторию полета снаряда от самолета до вертолета.

Урок 8. самостоятельная работа

30. Огородить спираль стенками и закрасить синим цветом. Напишите программу решения данной задачи.

Урок 8. самостоятельная работа

31. Изобразить в тетради то, что получится после исполнения роботом следующего алгоритма:

*

алг задача

дано ! чистое поле, в верхнем левом
! углу которого расположен Робот

надо ! изобразить, что получится после

! выполнения Роботом команд

нач

краска (1); вправо; вниз;

нц 3 раз

построить(2); закрасить; вниз;

кц

вправо;

нц 2 раз

вверх; закрасить;

кц

вправо; вниз; закрасить; краска (2);

нц 4 раз

вниз; вправо(2);

кц

нц 3 раз

построить (2); закрасить; вниз;

кц

вправо;

нц 2 раз

вверх; закрасить;

кц

вправо; вниз; закрасить;

кон

32. Перекрасить все поле 16х16 клеток в зеленый цвет. Составить наиболее короткую программу. (Для решения данной задачи необходимо воспользоваться приемом организации одного цикла внутри другого).

алг

дано!

надо!

нач

краска ( );

нц 15 раз

нц 15 раз

Урок 8. самостоятельная работа

33. Урок 8. самостоятельная работа Написать программу для изображения на синей доске слова АНАНАС. (Вверху экрана показаны варианты написания букв).

34. Дана блок – схема алгоритма. Определить, что будет изображено на рабочем поле после выполнения этого алгоритма Роботом.

*

Урок 8. самостоятельная работа

8 связок для самостоятельной работы на мешке


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: