И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, зиме, морозе.
(С. Маршак)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]
Упражнение № 8. Произносить (читать) текст.
Друзья.
Зина и Зоя – друзья. Летом друзья ходят с корзинками за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают и купаются на озере. Пасут козу на зелёной траве. Возят на возах арбузы и зерно. Зимой Зина и Зоя на улице. Морозец их не пугал. Зимними вечерами они читают «Мурзилку».
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]
Упражнение № 9. Выучить стихотворение.
Зябнет сторож; вьюга смело
Злится вкруг него.
На морозе побелела
Борода его.
(Н. Огарев)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]
Упражнение № 12. Выучить стихотворение.
Зелёная песенка.
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок я несу.
Зелёная шишка под ёлкой лежит.
Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной стране
Играет зелёную песенку мне.
(А. Стройло)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]
Упражнение № 10. Выучить стихотворение.
Зелёная картина.
Болото зелёное в ряску одето.
Склонилось над ними зелёное лето.
В болоте зелёном лягушка живёт,
Зелёные песни подружкам поёт.
(В. Ланцетти)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]
Упражнение № 11. Выучить стихотворение.
Вездеход.
Вам сегодня не везёт?
Вас автобус не везёт?
Вы возьмите вездеход!
Вездеход вас повезёт…
Верно, правильно назвали
Вездеходом вездеход.
(В. Лунин)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]
Упражнение № 13. Выучить стихотворение.
Зима, зима в Загорске.
Зима явилась в гости.
От белизны блестят дома,
Старинные часовенки.
Зима, зима! Пришла зима!
Загорск стоит, как новенький.
(А. Барто)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З’]
Упражнение № 14. Выучить стихотворение.
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она была разиня, резиновая Зина:
Упала из корзины, измазалась в грязи.
(А. Барто)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [з’] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [з’] произносить длительно и мягко.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.
за – зя зя – зы зы – зи
зя – за зо – зё зю – зу
за – зя – за зё – зо зу – зю
зы – зи – зы зо – зё – зо зу – зю – зу
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
[З] – [З’]
Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.
зал – взял зол – козёл возы – вози
зайка – хозяйка зорко – зёрна низы – низина
назад – грозят узоры – озёра тазы – тазики
коза – козявка Трезор – призёр грузы – грузить
заяц – зяблик возок – везёт морозы – морозить
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 3. Произносить (читать) предложения.
Золотое зерно. Зелёные арбузы. Заяц и козёл. Зимние узоры. Запах бензина. Зеркальный зал. Изящная ваза. Забытый музей. Заброшенное озеро. Магазин на замке. Закрытая корзина. Зелёные глаза. Грузовик с резиной. Забавный зверёк. Зима и морозы. Резиновая Зоя. Заботливый хозяин. Розы в вазе. Корзина земляники. Злой зверь.
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 4. Произносить (читать) предложения.
У забора Тузик. Зоя и Зина – друзья. Во дворе Трезор и Тузик. Зоя сказала, что не взяла корзину. В этой корзине зелёный, а в той корзине розовый виноград. Зайку бросила хозяйка. Кузов грузовика загрузили зерном. Накладывайте возы и везите в деревню. В глазах у хозяйки слезинки дрожат.
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 5. Послушай рассказ и ответь на вопросы.
У нас на столе ваза. В вазе незабудки. «Зина, не забудь заменить воду в вазе», — сказала мама.
— Что стоит на столе?
— Что в вазе?
— О чем просит мама Зину?
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 6. Прочитать и пересказать текст.
Конфеты.
— Зина, дай мне вон ту вазочку.
— Пожалуйста, Зоя.
— Но это вазочка пустая?!
— Нет, она непустая. Она с воздухом.
— А где же конфеты?
— Они куда-то исчезли.
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 7. Ответь на вопросы.
Зина заснула. – Что сделала Зина? Кто заснул?
Лиза знает много сказок. – Кто знает много сказок? Чего много знает Лиза?
Зоя с Захаром сделали летучего змея. – Кто сделал змея? Что сделали Зоя и Захар?
Один раз Зоя и Зина пошли в зоопарк. Там они увидели много зверей. Но все звери в своих названиях имели звук [з] или [зь]. Назови их. (зебра, коза, заяц, зубр).
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 8. Исправь порядок слов в предложении.
Вот ползет земля по змее.
Летучий змей сделал папу и Зину.
У зуба болит Кузьма.
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 9. Выучить загадку.
За то, что завял он
Зелёным в чулане,
Зимой отхлестал он
Хозяина в бане.
(Берёзовый веник)
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 15. Выучить стихотворение.
Хозяйка.
Не привык трудиться зайка, Где же зайка? Где же зайка?
Барсуку работать лень. Ты пойди-ка разузнай-ка.
Только белочка – хозяйка Видно, зайка стал зазнайка,
За работой целый день. Раз забыл тебя, хозяйка.
(А. Стародубова)
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 14. Выучить стихотворение.
Зябнут птицы, зябнут звери.
Замерзают в норах звери,
Залезают в дупла, в гнёзда.
В синем небе звёзды мёрзнут,
Затухают на заре –
Ух, морозно в январе.
(В. Суслов)
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 10. Выучить стихотворение.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
Все озёра – зеркала
Из зелёного стекла.
(В Суслов)
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 11. Выучить стихотворение.
Зачем у маленькой хозяйки
Зелёный зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб прятаться от волка
Под этим зонтиком из шёлка.
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 12. Выучить загадку.
Знакомы вам её угрозы.
Она нам всем грозит морозом,
Хоть в снег закуталась сама.
Кто гостья грозная?…
(Зима)
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 13. Выучить стихотворение.
Не забуду незабудку,
Эти синие глаза.
Вам название напомнит,
Что её забыть нельзя.
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать стихотворение чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[З] – [З’]
Упражнение № 16. Выучить считалку.
Раз, два, три, четыре, пять. Зубы, козлик и тазы,
Будем мы слова считать. Зоопарк, завод, возы.
Зайка, зонтик, змей, корзина, Посчитай-ка, не ленись,
Ваза, воздух и резина, Да смотри, не ошибись.
Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.
Читать считалку чётко и выразительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.
за – са зо – со зу – су зы – сы
зва – сва зво – сво зву – сву зно – сно
зла – сла зло – сло злу – слу зну – сну
зма – сма змо – смо зму – сму зна – сна
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
[С] – [З]
Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.
зя – ся зё – сё зи – си зе – се
звя – свя зме – сме зви – сви зве – све
зне – сне зля – сля зли – сли зле – сле
язма – ясма ёзма – ёсма езма – есма юзма – юсма
азма – асма озма – осма изма – исма узма – усма
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
[С] – [З]
Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.
Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, замесить, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень, совхозы, созвездие, скользить.
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.
Зал – сало, зайка – сайка, Лиза – лиса, роза – роса, коза – коса, замок – сапог, зальют – салют, запёрся – сапёр, уползай – кусай, Захар – сахар, назад – сад, лизать – лиса, вязанка – санки, позади – посадил, залезать – салазки, заметёт – самолёт.
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.
Зов – сон, зол – соль, Зоя – соя, зорко – сопка, зонтик – сонный, возок – носок, зола – сова, узор – сор, золотой – соловей, кузовок – совок, зуб – суп, вывезу – вынесу, зубок – сурок, зубной – сукно, везу – несу, внизу – снесу, козу – косу, грозу – росу, мазут – пасут, грызун – плясун.
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.
Зыбь – сыпь, козы – косы, арбузы – бусы, музыка – русый, пузырь – сыр, пузырёк – сырок, называть – посылать, взваливать – сваливать, зверёк – сверчок, звон – свой, взвод – свод, злить – слить, злой – слой, взломать – сломать, змей – смей, знать – снасть, зной – сноп, зимний – синий, озимый – осина, бузина – бусина.
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С’] – [З’]
Упражнение № 7. Произносить (читать) слова.
Зина – Сима, резина – трясина, бензин – керосин, возил – носил, зима – синева, магазин – погасил, корзинка – ворсинка, зимовка – сиротка, зев – сев, зебра – серый, зелень – сельдь, зерно – седло, музей – посей, газета – кассета, зябь – сядь, зябкий – всякий, изящный – висячий, озёра – сёла, козёл – осёл, призёр – боксёр, позёмка – тесёмка, зёрнышко – сёдлышко.
Следить за тем, чтобы звуки [с’] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [с’] и [з’] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 8. Произносить (читать) слова.
Полозья – колосья, резьба – тесьма, возле – после, поздно – постно, козлик – ослик – гвозди – кости, грозный – рослый, разве – басня, разный – красный, гораздо – горластый, глазной – гласный, азбука – астры, грузный – грустный, кузница – искусница.
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 9.
Измени слова по образцу: газы – газ
Союзы -…, тазы -…, возы -…, обозы -…, арбузы -…, морозы -…, рассказы -….
К словам добавь приставку «за». Произнеси 2 слова вместе:
Вязать – завязать, светить — …, нести -…, возить — …, сесть — …, стелить — …, солить -…, лезть — …
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.
Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На листьях зелёная роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы жёлтая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насыпает кузовок. Птичку сойку мы назвали Зойкой. Вася возит песок, скрипит его возок. Зина и Сима взяли санки. Обед узнают по кушанью, а ум – по слушанью.
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.
Вяжет бабушка носок не по мерке, на глазок. Всхлипнула Зина разок и пошла играть в песок. Я несу корзину, внизу меня ждёт Сима. В грозу мы спрятались с тобой в лесу. Сизый селезень по берегу идёт. Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил. Возле озёр несколько сёл. Наступил синий зимний вечер. Шла баба из заморья, несла кузов здоровья, тому кусочек, тебе весь кузовочек.
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 12. Произносить (читать) и пересказывать текст.
Смелый.
У Зои есть собака. Собаку зовут Смелый. Зоя и Смелый гуляли в лесу. Из-за куста выползла змея. Зоя испугалась, а Смелый схватил змею и задушил ее. Смелый спас Зою.
Ответь: Почему собаку звали Смелым?
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 13. Подскажи словечко и выучи скороговорку наизусть.
Суп сварили из фасоли.
Положить забыли соли.
Несоленый суп с фасоль
Мы потом солили … (солью).
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 14. Выучить загадку.
Чудеса, чудеса –
Загорелись небеса!
Стали алы облака,
Стала розовой река.
(Заря)
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 15. Выучи скороговорку наизусть.
Идёт козёл с косой козой,
Идёт козёл с босой козой,
Идёт коза с косым козлом,
Идёт коза с босым козлом.
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 16. Выучить стихотворение.
Осветило солнце ели,
Заглянуло в сосняки –
Все снежинки заблестели,
Все зажглись как огоньки.
(Е. Трутнева)
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 17. Произносить (читать) текст.
Золотое поле.
Покуда глаз хватит – золотое поле, море золотое. Ходят по золоту волны, склоняя книзу спелые колосья. Высыпали васильки синие звёзды.
(По И. Бунину)
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 18. Произносить (читать) текст.
Берёзовый лес.
За берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно – зелёный.
Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цветы. От них – белых, синих, розовых, красных – рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзовых лесах растут.
(По И. Бунину)
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 19. Выучить стихотворение.
Лиса живёт в густо лесу.
Все знают хитрую лису,
А про её проказы
Есть сказки и рассказы.
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 20. Выучить стихотворение.
Как-то летом в знойный день
Папа – гриб залез на пень,
Из коры он сделал лейку
И полил свою семейку,
Чтоб быстрей грибы росли,
Вылезали из земли.
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 21. Выучить стихотворение.
По полям, по взгорьям,
По степным раздольям
Лихо мчатся скакуны
Из далёкой стороны.
На них всадники сидят,
Сабли острые горят!
(И. Лямин)
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 22. Выучить стихотворение.
Лёня спрашивает Петю:
— Как плести для рыбы сети?
— Много дырок надо взять,
Все их нитками связать.
(В. Бирюков)
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 23. Выучить стихотворение.
Летит оса! Гудит оса!
Оса – гроза! Оса – слеза!
А чья слеза?
Моя слеза.
(А. Кондратьев)
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 24. Выучить стихотворение.
Зайка, заинька косой,
Что ж ты бегаешь босой?
Подожди меня в лесу –
Я ботинки принесу.
(И. Кузьмин)
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 25. Выучить стихотворение.
Знать бы, зачем залилась спозаранку
В зарослях в зелени крошка – зарянка?
Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,
Звонко и весело зяблик звенит?
Знать бы, зачем зашуршала змея?
Знать бы, зачем зеленеет земля?
Знать бы…
(В. Лунин)
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 26. Выучить стихотворение.
Над заводью зелёной.
Над заводью зелёной поднялась звезда,
Пил из заводи лосёнок, — вкусная вода!
И река веной звенела только для него,
И звезда не пожалела света своего.
И была лосиха рада, стоя под сосной.
Вольно веяло прохладой с заводи речной.
(А. Прокофьев)
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 27. Выучить стихотворение.
Разыгрался ветер И листок с берёзы
На лесной поляне, Золотистой пчёлкой
Закружил осину Вьётся и летает
В красном сарафане. Над колючей ёлкой…
(Е. Трутнева)
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[С] – [З]
Упражнение № 28. Выучить стихотворение.
Шла лентяйка на работу Ей работать неохота –
И взяла с собой зевоту. Заразила всех зевотой.
Надо сено убирать, Раззевалось всё село…
А лентяйка знай – зевать! Тут и дождик, как назло!…
На ученье, на работу
Не бери с собой зевоту!!!
Следить за тем, чтобы звуки [с] и [з] не смешивались в произношении. Звуки [с] и [з] произносить длительно.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 3. Произносить (читать) слоги.
ац – оц – уц – ыц ыц – уц – оц – ац
яц – ёц – иц – ец ец – иц – ёц – яц
ац – яц – оц – ёц ыц – иц – уц – ец
ёц – оц – яц – ац ец – уц – иц – ыц
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
[Ц]
Упражнение № 1.Произносить слоги быстро.
атс – отс – утс – ытс ытс – утс – отс – атс
ятс – ётс – итс – етс етс – итс – ётс – ятс
атс – ятс – отс – ётс ытс – итс – утс – етс
ётс – отс – ятс – атс етс – утс – итс – ытс
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
[Ц]
Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.
Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова – хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя – кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Морозец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там рубец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.
Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, первенец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец, заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беженец, колодец, мизинец.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 6. Произносить (читать) текст.
Братец.
У меня есть братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Может сунуть палец в рот собаке. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня – будет молодец.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 7. Произносить (читать) слоги.
ца – цо – цы – це це – цы – цо – ца
цо – цы – це – ца цы – це – ца – цо
ца – це – цы – цо цо – це – цы – ца
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
[Ц]
Упражнение № 8. Произносить (читать) слова.
Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый, цех, цепь, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка, цып-цып, цыган, цех, цель, цепь, центр, цепкий, целый, цирк, цифры, циркуль, цинковый, отцы, бойцы, жильцы.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 9. Произносить (читать) слова.
Концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, оценка, рецепт, офицер, зацепка, яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 10. Произносить (читать) слова.
Конница, кузница, луковица, пуговица, царапина, овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, пяльцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыганка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.
На цепи собака. На опушке зайцы. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне пуговицу и ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковица. На улице морозец, бери рукавицы. Ходит по улице мокрая курица. К колодцу пришли овцы. Невелика птица – синица, да умница. Где кто родится, там и пригодится.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 12. Произносить (читать) предложения.
Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Доярка цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца. Молодец, что огурец, а огурец, что молодец. Всяк молодец на свой образец. Девицы, девицы, красны певицы. У кольца нет конца. Молодец против овец, а против молодца – овца. Цыплята и курица пьют чай на улице.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 13. Произносить (читать) предложения.
Не кольца красят пальцы. Орёл – царь-птица, а сокола боится. Конец – делу венец. Как аукнется, так и откликнется. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. В марте курица пьёт из лужицы. Не идётся и не едется, потому что гололедица. Из соседнего колодца целый день водица льётся. Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 14. Выучить загадки.
В воде родится, а воды боится. (Соль)
Целый день на воде, а водой не насытится. (Утка)
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
Полон хлевец белых овец. (Огурец)
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (Бабочка)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 15. Выучить загадки.
Кто всех пугается, под кустом спасается,
На зуб волку попадается? (Заяц)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Сели птица на страницы,
Знают быль и небылицы. (Буквы)
На цветке – цветок, пьёт цветочный сок. (Бабочка)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 16. Выучить загадки.
Может и разбиться,
Может и свариться;
В птицу может превратиться.
(Яйцо)
Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце!
(Поросёнок)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 17. Выучить загадку.
В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится –
В зеркало глядится.
(Луна)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 18. Выучить стихотворения.
Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
(С. Михалков)
Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем. (И. Демьянов)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 19. Выучить считалку.
Мы делили огурец:
Мне – конец, тебе – конец,
А тебе, Николка,
Меж концами щёлка.
(А. Крестинская)
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 20. Выучить стихотворения.
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Никакой он не цыплёнок:
Мама – цапля, сын – цаплёнок!
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Читать стихотворения выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 21. Выучить стихотворение.
Что мне холода боятся!
Я привыкла закаляться.
Кран доволен, кран смеётся –
Мне в ладошки речка льётся.
Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ц] кончик языка упирался в нижние резцы. Звук [ц] произносить утрированно и твёрдо.
Читать стихотворение выразительно и чётко.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц]
Упражнение № 2.
Шарик тужился, пыхтел
Лопнул он и засвистел: «Ц – ц – ц»
nb