Венская классическая школа (нем. Wiener Klassik) – художественное направление в европейской музыкальной культуре 2-й половины XVIII – начала XIX веков. Представители – Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Бетховен. Художественными принципы представлены в музыке 1780-х – 1810-х годах, так как в раннем творчестве Гайдна и Моцарта они только складывались, а в поздних произведениях Бетховена ощутимая близость романтизма.
Деятельность композиторов венской школы подготовлена художественным опытом их предшественников и современников, включая итальянскую и французскую оперу и инструментальную культуру, достижения немецкой музыки (Г. Ф. Гендель, И. С. Бах и его сыновья, мангеймська школа). Огромную роль в становлении Венской школы сыграл музыкальный быт Вены – крупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонационального Австрии. В венских классиков тесно связано с общим подъемом австро-немецкой культуры, с Просвещением накануне Великой французской революции. Творческие идеи венских классиков тесно соприкасаются со взглядами Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, И. В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, Гегеля, с некоторыми положениями французских энциклопедистов.
Для искусства представителей Венской школы характерны универсальность искусств, мышления, логичность, ясность художественной формы. В их произведениях органично сочетаются чувство и интеллект, трагический и комическое, точный расчет и естественность, непринужденность высказывания. В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, что нашло наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловило симфонизм многих их произведений. С симфонизмом, в широком смысле, связан расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательного формирования 4-частная сонатно-симфонического цикла (см. Циклические формы). Музыка композиторов Венской классической школы – новый этап в развитии музыкального мышления; для их музыкального языка характерны упорядоченность, централизованность в сочетании с внутренней разнообразием, богатством. В их творчестве формируются классические типы музыкальных структур – период и др.; индивидуализируется музыкальный тематизм.
Расцвет Венской школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра – его стабильного состава, функциональной определенности оркестровых групп. Сложились основные классические типы камерных ансамблей – фортепианного трио, струнного квартета и др.; из музыки для сольных инструментальных особенно выделилась фортепьянная. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы – лирической и социально-обличительной комедии, драмы музыкальной, филоськои оперы-сказки и др. («Свадьба Фигаро» «Дон Жуан», «Волшебная флейта»).
Каждый из мастеров Венской школы имел неповторимую индивидуальность. Если Гайдну и Бетховену ближе оказалась сфера инструментальной музыки, то Моцарт равной степени проявил себя и в оперном, и в инструментальном жанрах; Гайдн больше тяготел к народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен – к героике, Моцарт, будучи универсальным художником – до различные оттенки лирического переживания. Творчество композиторов Венской школы принадлежит к вершинам мировой художественной культуры, и повлияла на дальнейшее развитие музыки.
Симфония
Наиболее сложная форма инструментальной музыки – симфония (греч. «созвучие»). Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Сформировался жанр в середине XVIII столетия в творчестве представителей венской классической школы. Композиторы разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья – контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu – «маленький, мелкий»), распространённого салонного танца XVIII столетия. Позднее менуэт был заменён скерцо (от итал. scherzo – «шутка») — так назывались небольшие вокальные или инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, обычно быстрая, часть – финал симфонии; здесь подводятся итоги развития тем и образов произведения.
Композиторы венской школы придали симфонии необычайную гибкость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими созданы различные типы симфонизма – народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые впоследствии были развиты и обогащены композиторами-романтиками.
Соната
Один из основных жанров инструментальной музыки — соната (итал. sonata, от sonare – «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX — начала XX в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья – финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.
Творчество Моцарта
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791)
Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью.
Выступал как клавесинист-виртуоз , скрипач, органист, дирижер, блестяще
импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца — Л. Моцарта.
Первые сочинения появились в 1761. С 5-летнего возраста с триумфом
гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии,
Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое
время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в
Болонье. В 1769—81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа
в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену,
где создал оперы «Похищение из сераля». «Свадьба Фигаро»; выступал в
концертах («академиях») . В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан»,
тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского
камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные
симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в
Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над
реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых
композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.
Моцарт наряду с И. Гайдном и Л. Бетховеном является представивелем венской
классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке,
связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления,
законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната,
квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной
организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея
динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного
преобразования реальности, Одновременно в нём нашли развитие качества новых
для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение
гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются
в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое
и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее,
общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное
предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и единстве. В центре
художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает
как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному
воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта
основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в
процессе их взаимодействия.
В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох,
национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали
на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а
также старшие современники И. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э.
Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных
музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем
индивидуальному отбору и переосмыслению.
Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической
гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии,
взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. Моцарт внёс огромный
вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту
свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики,
выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов,
прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается
разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада,
форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность
составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций,
персонифицированной трактовкой тембров.
Моцарт создал св. 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его
творчества — музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии
оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его
зрелых опер характерны органичное единство драматургии и музыкально-
симфонических закономерностей, индивидуальность драматургии. Учитывая опыт
Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее», в «Свадьбе
Фигаро» . На базе оперы-буффа пришел к реалистической музыкальной комедии
характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу,
проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью
контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия
оперы «Дон Жуан».
Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта — симфонии, камерные ансамбли.
концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной
музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение
концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной
драматургией (симф. D-dur, Es-dur, g-moll. C-dur). Симфонии Моцарта — важный
этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно — инструментальных
ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и
фортепьянные сонаты. Ориентируясь на достижения И. Гайдна, Моцарт разработал
тип камерно — инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-
философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью
гармонии языка.
В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля,
связанного с переходом от клавесина к фортепьяно . Сочинения для клавира,
главным образом концерты для фортепьяно с оркестром дают представление об
исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей
виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.
Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен,
арий, бытовой музыки для оркестров и ансамблей. Из поздних образцов наиболее
известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает
мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты. оратории и др.: среди
выдающихся сочинений : мотет «Ave verum corpus», реквием.
Сочинения:
оперы — духовный зингшпиль (сценическая оратория) Долг первой заповеди (Die
Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного сочинения, 1767,
Зальцбург), школьная опера (латинская комедия) Аполлон и Гиацинт, или
Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis,
либретто P. Видля по Метаморфозам Овидия, 1767, Зальцбургский университет);