Венская классическая школа

Венская классическая школа (нем. Wiener Klassik) – художественное направление в европейской музыкальной культуре 2-й половины XVIII – начала XIX веков. Представители – Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Бетховен. Художественными принципы представлены в музыке 1780-х – 1810-х годах, так как в раннем творчестве Гайдна и Моцарта они только складывались, а в поздних произведениях Бетховена ощутимая близость романтизма.

Деятельность композиторов венской школы подготовлена художественным опытом их предшественников и современников, включая итальянскую и французскую оперу и инструментальную культуру, достижения немецкой музыки (Г. Ф. Гендель, И. С. Бах и его сыновья, мангеймська школа). Огромную роль в становлении Венской школы сыграл музыкальный быт Вены – крупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонационального Австрии. В венских классиков тесно связано с общим подъемом австро-немецкой культуры, с Просвещением накануне Великой французской революции. Творческие идеи венских классиков тесно соприкасаются со взглядами Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, И. В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, Гегеля, с некоторыми положениями французских энциклопедистов.

Для искусства представителей Венской школы характерны универсальность искусств, мышления, логичность, ясность художественной формы. В их произведениях органично сочетаются чувство и интеллект, трагический и комическое, точный расчет и естественность, непринужденность высказывания. В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, что нашло наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловило симфонизм многих их произведений. С симфонизмом, в широком смысле, связан расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательного формирования 4-частная сонатно-симфонического цикла (см. Циклические формы). Музыка композиторов Венской классической школы – новый этап в развитии музыкального мышления; для их музыкального языка характерны упорядоченность, централизованность в сочетании с внутренней разнообразием, богатством. В их творчестве формируются классические типы музыкальных структур – период и др.; индивидуализируется музыкальный тематизм.

Расцвет Венской школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра – его стабильного состава, функциональной определенности оркестровых групп. Сложились основные классические типы камерных ансамблей – фортепианного трио, струнного квартета и др.; из музыки для сольных инструментальных особенно выделилась фортепьянная. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы – лирической и социально-обличительной комедии, драмы музыкальной, филоськои оперы-сказки и др. («Свадьба Фигаро» «Дон Жуан», «Волшебная флейта»).

Каждый из мастеров Венской школы имел неповторимую индивидуальность. Если Гайдну и Бетховену ближе оказалась сфера инструментальной музыки, то Моцарт равной степени проявил себя и в оперном, и в инструментальном жанрах; Гайдн больше тяготел к народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен – к героике, Моцарт, будучи универсальным художником – до различные оттенки лирического переживания. Творчество композиторов Венской школы принадлежит к вершинам мировой художественной культуры, и повлияла на дальнейшее развитие музыки.

Симфония

Наиболее сложная форма инструментальной музыки – симфония (греч. «созвучие»). Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Сформировался жанр в середине XVIII столетия в творчестве представителей венской классической школы. Композиторы разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья – контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu – «маленький, мелкий»), распространённого салонного танца XVIII столетия. Позднее менуэт был заменён скерцо (от итал. scherzo – «шутка») — так назывались небольшие вокальные или инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, обычно быстрая, часть – финал симфонии; здесь подводятся итоги развития тем и образов произведения.

Композиторы венской школы придали симфонии необычайную гибкость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими созданы различные типы симфонизма – народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые впоследствии были развиты и обогащены композиторами-романтиками.

Соната

Один из основных жанров инструментальной музыки — соната (итал. sonata, от sonare – «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX — начала XX в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья – финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.

Творчество Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791)

Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью.

Выступал как клавесинист-виртуоз , скрипач, органист, дирижер, блестяще

импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца — Л. Моцарта.

Первые сочинения появились в 1761. С 5-летнего возраста с триумфом

гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии,

Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое

время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в

Болонье. В 1769—81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа

в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену,

где создал оперы «Похищение из сераля». «Свадьба Фигаро»; выступал в

концертах («академиях») . В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан»,

тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского

камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные

симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в

Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над

реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых

композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.

Моцарт наряду с И. Гайдном и Л. Бетховеном является представивелем венской

классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке,

связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления,

законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната,

квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной

организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея

динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного

преобразования реальности, Одновременно в нём нашли развитие качества новых

для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение

гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются

в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое

и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее,

общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное

предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и единстве. В центре

художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает

как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному

воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта

основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в

процессе их взаимодействия.

В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох,

национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали

на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а

также старшие современники И. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э.

Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных

музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем

индивидуальному отбору и переосмыслению.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической

гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии,

взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. Моцарт внёс огромный

вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту

свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики,

выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов,

прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается

разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада,

форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность

составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций,

персонифицированной трактовкой тембров.

Моцарт создал св. 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его

творчества — музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии

оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его

зрелых опер характерны органичное единство драматургии и музыкально-

симфонических закономерностей, индивидуальность драматургии. Учитывая опыт

Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее», в «Свадьбе

Фигаро» . На базе оперы-буффа пришел к реалистической музыкальной комедии

характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу,

проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью

контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия

оперы «Дон Жуан».

Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта — симфонии, камерные ансамбли.

концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной

музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение

концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной

драматургией (симф. D-dur, Es-dur, g-moll. C-dur). Симфонии Моцарта — важный

этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно — инструментальных

ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и

фортепьянные сонаты. Ориентируясь на достижения И. Гайдна, Моцарт разработал

тип камерно — инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-

философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью

гармонии языка.

В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля,

связанного с переходом от клавесина к фортепьяно . Сочинения для клавира,

главным образом концерты для фортепьяно с оркестром дают представление об

исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей

виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.

Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен,

арий, бытовой музыки для оркестров и ансамблей. Из поздних образцов наиболее

известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает

мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты. оратории и др.: среди

выдающихся сочинений : мотет «Ave verum corpus», реквием.

Сочинения:

оперы — духовный зингшпиль (сценическая оратория) Долг первой заповеди (Die

Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного сочинения, 1767,

Зальцбург), школьная опера (латинская комедия) Аполлон и Гиацинт, или

Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis,

либретто P. Видля по Метаморфозам Овидия, 1767, Зальцбургский университет);

Венская классическая школа


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: