Цель и задачи освоения дисциплины
Цель курса — сформировать целостное понимание процессов, закономерностей и особенностей социально-политической, экономической и культурной истории народов Северного Кавказа.
Задачи учебной дисциплины:
— показать общеисторический фон развития региона в контексте истории России и мира;
— помочь студентам разобраться в политико-правовых и социокультурных проблемах, региона;
— через рассмотрение документальных источников выработать у студентов собственное представление об историческом процессе, в регионе, чтобы студенты могли самостоятельно ориентироваться в современных политических и идеологических вопросах;
— сформировать четкие научные представления по актуальным дискуссионным вопросам региональной истории (этногенезу народов Северного Кавказа, проблемам вхождения состав Российской империи и интеграции региона в её социально-экономическую и политико-правовую систему России, Кавказской войне, установлению Советской власти, проблемам депортации народов Северного Кавказа) и пр.
— выработать устойчивое осознание его принадлежности к многонациональной общероссийской культуре.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла ООП. Ее освоение происходит в 7 семестре.
3. Связь с предшествующими дисциплинами
Дисциплина «История народов Северного Кавказа» изучается после курса «История Ставрополья», который сформировал основные базовые знания по региональным дисциплинам.
4. Связь с последующими дисциплинами
Дисциплина «История народов Северного Кавказа» изучается параллельно с курсом «Этнология народов Северного Кавказа». История народов Северного Кавказа завершает изучение региональных предметов.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
№ п/п | Содержание компетенции | Шифр |
Общекультурные компетенции | ОК-(№) | |
1. | Способность использовать навыки работы с информацией из разных источников для решения профессиональных задачсссс | ОК-12 |
Профессиональные компетенции | ПК-(№) | |
Способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры | ПК -14 |
В результате освоения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ | современные достижения исторической науки; современные концептуальные подходы исследования региональной социально-политической истории; основные сведения о народах Северного Кавказа; особенности межкультурного диалога на Северном Кавказе |
УМЕТЬ | применять базовые знания в научно-исследовательской, образовательной и культурно-просветительной, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности |
ВЛАДЕТЬ | общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований, способностью понимать и критически анализировать и излагать базовую историческую информацию |
Учебно-тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины (модуля) | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | СРС | ||||
Введение. Цель и задачи курса. Источники и историография | Собеседование, письменная работа | ||||||
Средневековые государства на Северном Кавказе IV – XIV в. | Собеседование, письменная работа | ||||||
Политические реалии и социокультурная жизнь народов Северного Кавказа в XV – XVIII вв. | Собеседование, письменная работа | ||||||
Северный Кавказ в международных отношениях. Присоединение народов Северного Кавказа к России XVI –XIX вв. | Собеседование, письменная работа | ||||||
Социально-политическая интеграция Северного Кавказа XIX век. | |||||||
Социально-экономическое и политическое развитие региона в первой трети XX века | Собеседование, письменная работа | ||||||
Северный Кавказ в советский период | Собеседование, письменная работа | ||||||
Северный Кавказ в административной системе современной России | Собеседование, письменная работа | ||||||
ИТОГО | (0,3) | ||||||
Итоговый контроль по дисциплине | 3 з.е. (108 ч) | Экзамен |
Практические занятия
Тема 1. Средневековые государства на Северном Кавказе
Цель: Изучить основные исторические факты средневековой истории Северного Кавказа.
Организационная форма занятия – собеседование, письменная работа
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Хазарский каганат. Историография вопроса.
а) социально-политическое устройство
б) основа экономики
в) духовная жизнь
г) внешняя политика Хазарии
2. Славяне — русы на Северном Кавказе. Историография вопроса.
а) анализ исторических источников о появлении славян на Северном Кавказе.
б) Тмутараканское княжество.
3. Аланское государство. Историография вопроса.
а) социально-политическое устройство
б) основа экономики и города
в) духовная жизнь
г) международные связи алан
Задание для овладения компетенциями
На контурной карте отметить границы и время существования Хазарского каганата, Аланского государства, Тмутараканского княжества. Отметить города Хазарии и Алании.
Темы для докладов и сообщений:
Принятие Хазарским каганатом иудаизма.
Христианская Алания. Историография вопроса.
Рекомендуемая литература и интернет ресурсы
Основная:
Северный Кавказ с древнейших времен до начала XX столетия. (Историко-этнографические очерки)./Под.ред. В.Б. Виноградова. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010.-318 с.
Материалы к изучению курса «История народов Северного Кавказа». Хрестоматия. Пятигорск: ПГЛУ2012.- 491 с.
Дополнительная
Монголо-татары. Хронос//http://www.hrono.ru
Плано Карпини. История монголов. //http://www.hist.msu.ru
Назимов И.И. Легитимность власти Улуса Джучи (Орды) над русскими землями. //Преподавание истории в школе. 2009 //http://pish.ru
Кавказ: европейские дневники XIII – XVIII веков./Сост. В. Аталиков. – Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2010. Вып. III. – 304 с.
Документальная история образования многонационального государства Российского. Кн.I. Россия и Северный Кавказ в XVI – XIX веках. М., 1998.