Задание для овладения компетенциями

Цель и задачи освоения дисциплины

Цель курса — сформировать целостное понимание процессов, закономерностей и особенностей социально-политической, экономической и культурной истории народов Северного Кавказа.

Задачи учебной дисциплины:

— показать общеисторический фон развития региона в контексте истории России и мира;

— помочь студентам разобраться в политико-правовых и социокультурных проблемах, региона;

— через рассмотрение документальных источников выработать у студентов собственное представление об историческом процессе, в регионе, чтобы студенты могли самостоятельно ориентироваться в современных политических и идеологических вопросах;

— сформировать четкие научные представления по актуальным дискуссионным вопросам региональной истории (этногенезу народов Северного Кавказа, проблемам вхождения состав Российской империи и интеграции региона в её социально-экономическую и политико-правовую систему России, Кавказской войне, установлению Советской власти, проблемам депортации народов Северного Кавказа) и пр.

— выработать устойчивое осознание его принадлежности к многонациональной общероссийской культуре.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла ООП. Ее освоение происходит в 7 семестре.

3. Связь с предшествующими дисциплинами

Дисциплина «История народов Северного Кавказа» изучается после курса «История Ставрополья», который сформировал основные базовые знания по региональным дисциплинам.

4. Связь с последующими дисциплинами

Дисциплина «История народов Северного Кавказа» изучается параллельно с курсом «Этнология народов Северного Кавказа». История народов Северного Кавказа завершает изучение региональных предметов.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

№ п/п Содержание компетенции Шифр
Общекультурные компетенции ОК-(№)
1. Способность использовать навыки работы с информацией из разных источников для решения профессиональных задачсссс ОК-12
Профессиональные компетенции ПК-(№)
Способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры ПК -14

В результате освоения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ современные достижения исторической науки; современные концептуальные подходы исследования региональной социально-политической истории; основные сведения о народах Северного Кавказа; особенности межкультурного диалога на Северном Кавказе
УМЕТЬ применять базовые знания в научно-исследовательской, образовательной и культурно-просветительной, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности
ВЛАДЕТЬ общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований, способностью понимать и критически анализировать и излагать базовую историческую информацию

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины (модуля) Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС
Введение. Цель и задачи курса. Источники и историография Собеседование, письменная работа
Средневековые государства на Северном Кавказе IV – XIV в. Собеседование, письменная работа
Политические реалии и социокультурная жизнь народов Северного Кавказа в XV – XVIII вв. Собеседование, письменная работа
Северный Кавказ в международных отношениях. Присоединение народов Северного Кавказа к России XVI –XIX вв. Собеседование, письменная работа
Социально-политическая интеграция Северного Кавказа XIX век.
Социально-экономическое и политическое развитие региона в первой трети XX века Собеседование, письменная работа
Северный Кавказ в советский период Собеседование, письменная работа
Северный Кавказ в административной системе современной России Собеседование, письменная работа
ИТОГО (0,3)
Итоговый контроль по дисциплине 3 з.е. (108 ч) Экзамен

Практические занятия

Тема 1. Средневековые государства на Северном Кавказе

Цель: Изучить основные исторические факты средневековой истории Северного Кавказа.

Организационная форма занятия – собеседование, письменная работа

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Хазарский каганат. Историография вопроса.

а) социально-политическое устройство

б) основа экономики

в) духовная жизнь

г) внешняя политика Хазарии

2. Славяне — русы на Северном Кавказе. Историография вопроса.

а) анализ исторических источников о появлении славян на Северном Кавказе.

б) Тмутараканское княжество.

3. Аланское государство. Историография вопроса.

а) социально-политическое устройство

б) основа экономики и города

в) духовная жизнь

г) международные связи алан

Задание для овладения компетенциями

На контурной карте отметить границы и время существования Хазарского каганата, Аланского государства, Тмутараканского княжества. Отметить города Хазарии и Алании.

Темы для докладов и сообщений:

Принятие Хазарским каганатом иудаизма.

Христианская Алания. Историография вопроса.

Рекомендуемая литература и интернет ресурсы

Основная:

Северный Кавказ с древнейших времен до начала XX столетия. (Историко-этнографические очерки)./Под.ред. В.Б. Виноградова. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010.-318 с.

Материалы к изучению курса «История народов Северного Кавказа». Хрестоматия. Пятигорск: ПГЛУ2012.- 491 с.

Дополнительная

Монголо-татары. Хронос//http://www.hrono.ru

Плано Карпини. История монголов. //http://www.hist.msu.ru

Назимов И.И. Легитимность власти Улуса Джучи (Орды) над русскими землями. //Преподавание истории в школе. 2009 //http://pish.ru

Кавказ: европейские дневники XIII – XVIII веков./Сост. В. Аталиков. – Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2010. Вып. III. – 304 с.

Документальная история образования многонационального государства Российского. Кн.I. Россия и Северный Кавказ в XVI – XIX веках. М., 1998.

Что такое компетенции? Почему мы умеет, но не хотим делать свою работу?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: