Жанр в театрализованном действии

Обратимся к каноническим определениям жанра, прежде чем определить его как прикладное понятие по отношению к театрализованному действу.

Жанр- это род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Жанр в литературе — это определенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду. Различают три рода художественной литературы — эпос, лирику и драму.

Эпос- это произведение объективно-повествовательного характера. К эпическим жанрам относятся: эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть, басня, рассказ, художественный очерк и др.

Лирикавключает в себя произведения, в которых находят воплощение переживания автора как личности по отношению к себе, обществу и миру в целом. В лирическом жанре пишутся — ода, баллада, элегия, послание, песня, небольшое стихотворение и до.

Драма- это род произведений, написанных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене. К драматическим жанрам относятся — трагедия, комедия, драма, водевиль и др.

Для современного искусства характерно смешение жанров, развитие жанров промежуточных, а также дифференциация жанров в рамках жанра определенного рода.

А вот как определяет жанр В. Шкловский: «Жанр — установившееся единство определенных стилевых явлений, проверенных в своем соединении на опыте, как удачные, имеющих определенную эмоциональную окраску и целиком воспринимаемых как система». В случае драматургии театрализованного действа это определение наиболее удачное.

В случае прикладного понятия жанра, достаточного для написания сценария, можно использовать более простое, но по сути не противоречащее сложным, суждение: жанр определяет эмоциональный характер театрализованного действа и является своеобразной тональностью последнего.

Жанр театрализованного действа диктуется чувственной составляющей идеи сценариста по отношению к теме. Жанр способствует эмоционально-образной целостности театрализованного действа. Жанр всегда обусловливает стилистику сценария и обусловлен ею.

Поскольку в драматургии театрализованного действа используются документальное и художественное начала, жанр определяется и формулируется как сочетание жанровых решений этих двух составляющих. Например: лирический репортаж, раешное застолье, лирическая драма с элементами народной обрядности и т.п. Эклектическое смешение жанров в сценарии одного и того же театрализованного действа недопустимо, здесь эклектика — сочетание разнородных, часто противоположных и противоречивых стилевых элементов, отсутствие единого художественного принципа.

^ Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа

Агитка — обращение к злободневной общественно-политической теме, в котором все изобразительные средства направлены к одной цели — максимальному агитационному воздействию на человека.

Балаган — шутовское изображение действительности.

Баллада — лиро-эпический сюжетный рассказ исторического или бытового характера.

Басня — нравоучительная сатира, в которой аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения.

Бурлеск — снижение высокого и возвышение низменного.

Буфф — наличие смешных положений, характерное возникновение комических ситуаций.

Водевиль — незатейливая комедия с куплетами.

Гимн — возвышенная хвала кому- или чему-либо, могущая быть сатирической или иронической при сохранении возвышенной стилистики.

Гротеск — смещение норм действительности и совмещение контрастов: реальности и фантастики, трагедии и комедии, сарказма и безобидного юмора.

Идиллия — полная безмятежность, покой, блаженство.

Коляда — рождественское приветствие, народное по форме, светское либо духовное по содержанию.

Мистерия — библейская драма, таинство, система культовых обрядов, священнодействие.

Памфлет — высмеивание какого-либо общественно-политического явления или изобличение какого-либо лица с высоким общественным положением в художественно-публицистической форме.

Пародия — комическое воспроизведение и утрирование характерных черт с целью осмеяния последних.

Плач — оплакивание смерти человека, несчастья с ним, разного рода бедствий и горестных случаев в жизни в форме лирико-драматического обряда.

Притча — поучение или сатира нравственно-назидательного толка. Раёк — сатирическое либо юмористическое обыгрывание злободневной темы, изобилующее народными идиомами, прибаутками и т.п.

Сказ — повествование, выдержанное в форме русского фольклора и стилизованное под бытовой народный говор.

^ Сказка- нравоучение или развлечение в форме фантастического повествования.

Трагифарс- облечение в комическую форму трагического содержания.

Фарс- легкая комедия дивертисментного характера, где дивертисмент -ряд отдельных номеров в контексте театрализованного действа.

Частушка- отображение самых разнообразных сторон жизни в форме народной поэтической миниатюры.

Эксцентрика- необычайные, из ряда вон выходящие приемы и контрасты в изображении действительности.

Элегия- смешанное чувство радости и печали, раздумье и размышление с оттенком авторской интимности.
Для современного искусства характерно смешение жанров, развитие жанров промежуточных, а также дифференциация жанров в рамках жанра определенного рода.

Определение В.Шкловского: Жанр – установившееся единство определенных стилевых явлений, проверенных в своем соединении на опыте, как удачные, имеющих определенную эмоциональную окраску и целиком воспринимаемых как система.

Жанр театрализованного действа диктуется чувственной составляющей идеи сценариста по отношению к теме. Жанр способствует эмоционально-образной целостности театрализованного действа. Жанр всегда обуславливает стилистику сценария и обусловлен ею.

Эклектическое смешение жанров в сценарии одного и того же театрализованного действа недопустимо, здесь эклектика – сочетание разнородных, часто противоположных и противоречивых стилевых элементов, отсутствие единого художественного принципа.
Тема 13
13.1 Выразительные средства в спортивно-художественных представлениях
СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СТАДИОНЕ, форма театра под открытым небом, своеобразие которого диктуется своеобразием сценической площадки — стадион. Главными героями являются не один актер, не группа, а огромная, подчас многотысячная масса людей: спортсмены — непосредственные участники массовых гимнастических выступлений, различные художественные коллективы, групповые и сольные номера представителей спорта и иск-ва, участники художественного фона (до нескольких тысяч), масса участников-зрителей на трибунах стадиона, имеющих непосредственное отношение к событию, к-рому посвящено представление. Главное в специфике С.-х. п. на с. — его спортивная основа. Ведущим выразительным средством является масса участников с их выходами, уходами, выполнением различного роли упражнений и перестроений. В С.-х. п. на с. только хореография может быть представлена в качестве самостоятельного массового выступления. Попытки построить С.-х. п. нас. по принципу концерта, т. е. сменяемости отдельных готовых номеров артистов и коллективов разных жанров с массовыми спортивными выступлениями является нецелесообразным. Какими бы профессиональными признаками не обладали номера, они проигрывают перед массовыми действиями.

Основной структурной единицей является эпизод. В нем первична не организационная, а творческая сторона. Рождение эпизода, его тематика,содержание, образное решение тесно связаны с общим сценарно-режиссерским замыслом представления. Композиция эпизода: 1) начало (экспозиция) 2) Главные и второстепенные действия эпизода (развитие действие): массовые номера и вставные номера спорта и иск-ва, 3) финал (кульминация), 4) уход.

Масштабность сценической площадки требует размаха в решении наиболее важных эпизодов. С этой целью в действие вводится группа участников (600-1500 человек, в основном девушки), к-рые в практике получило название фонирующей группы. Фонирующая группа выполняет роль массы, вводится несколько раз, причем по необходимости в новом качестве (др. костюмы, др. предметы для выполнения упражнений). Функции фонирующей группы — укрупнение действия, создание яркого, масштабного, образного действия, а также средством монтажа пластически связывать один эпизод с др. в единое действие. К этому приему прибегают режиссеры в тех случаях, если основное действие недостаточно массовое и не соответствует масштабу массового представления.

В отличие от театра, стадион не имеет специальных технических средств монтажа. Поэтому технический монтаж имеет такое же значение как и смысловой. В практике постановки С.-х. п. нас. сложились два вида монтажа: открытый и закрытый монтаж. Если сценарно-режиссерский монтаж направлен на раскрытие идеи представления, поиск рисунков построения, в к-рых происходит действие, то технический монтаж обеспечивает непрерывность действия — на перестроения, т. е. поиск логических переходов из одного рисунка в др.

Задача художника состоит в том чтобы с первого до последнего выступления провести цветовую гамму так, чтобы не возникло цветовой дисгармонии в костюмах и в декорациях. Неотразимое впечатление производит художественный фон.

Для активизации аудитории зрителям раздаются флажки, платочки, кепочки, цветы, фонарики, чтобы весь стадион включался в жизнь цвета на празднике. Но самое главное — создание эмоционального впечатления. Эффект неожиданности (трансформация предметов и костюмов; плачущий Мишка, воплощающий грусть расставания, а не радость, как все привыкли).

^ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФОН, условное название специфического средства режиссуры спортивно-массового представления; живой экран,созданный из массы участников (от 3-х тысяч чел-к и больше) на одной из трибун стадиона, на к-ром создаются различные картины. Впервые в России он был применен в 1946 г. во время проведения Всесоюзного парада физкультурников на стадионе Динамо. 7 тысяч чел-к, держали в руках цветные планшеты в виде раскрывающихся книг.

В построении рисунков X. ф. заложен принцип детской игры Мозаика. Чтобы составить мозаичный рисунок на Х ф., надо иметь: 1) предмет для построения рисунка, 2) программу действия для каждого участника 3) систему управления X. ф

Предмет — эл-т мозаики, по своим размерам он должен быть таким, чтобы при создании рисунков закрывать собой участников, и в то же, время давать возможность легко и свободно управлять им при смене рисунка. Этим требованиям более всего отвечает, фонирующий флажок — кусок материала размером 50х50 см или 50х60 см с двумя палочками -древками, вшитыми с двух

сторон. Используются также цветные манишки, шапочки, бумажные веера, бумажные полусферы, картонные листы разного цвета, плотная бумага, сброшюрованная в альбомы и т. п.

Программа обеспечивает каждому участнику X. ф. безошибочный показ нужного предмета или цвета предмета для составления любого рисунка, запланированного сценарием.

Основныеприемы создания живого Х ф.:

1. Прием О ж и в л е н и е. Основан на возможности производить флажком колебательные движения. . Левой рукой натянутый флажок держится неподвижно, а правой воспроизводится многократные быстрые движения древком вперед-назад. Этот прием позволяет как бы оживлять рисунок или отдельную его деталь. Напр.. на экране горящий факел на голубом фоне. Если участники, изображающие пламя факела.будут делать качательные движения флажками, а все остальные держать флажки неподвижно, то создается впечатление нек-рой достоверности горения огня, а рисунок в целом получается более объемным и контрастным.

2. Прием Вставание применяется для выделения рисунка или его детали на общем фоне экрана. Напр., на экране появляется слово МИР голубого цвета на белом фоне. Используя этот прием, участники, открывал голубые флажки, встают и держат их стоя, в то время, как участник с белыми флажками продолжают сидеть. Слово МИР становится объемным и контрастны.

3. Прием Залив. В рассмотренных выше приемах участники действовали одновременно: по сигналу режиссера открывали флажки (показывали рисунок) или делали перевертку (изменяли цвет рисунка). В приеме залив используется возможность выполнения упражнений большой массой участников разновременно — поочередно или с некоторым отставанием, т.е. по принципу поточных упражнений. При использовании данного приема появление рисунка или замена одного цвета другим происходит постепенно. Залив сверху, снизу, к центру, из точки, к точке и т.п. Режиссер, подавая команду на выполнение этого приема, предварительно указывает начало и направление движения залива по экрану фона

Указанные выше приемы применяются режиссерами не только в чистом виде.как они описаны. Очень часто при показе одного рисунка они совмещаются Напр., прием оживление сочетается с приемом вставание, прием вставание — с заливом, прием машинопись — с вставанием и т. д. Это уже сфера творческой деятельности режиссера.

^ Управление фоном. Чтобы установить звуковую связь реж-р — участники X. ф., делается т. н. подзвучка. В районе расположения X. ф. устанавливаются динамики строго направленного звучания на определенные участки экрана, а у режиссера на пульте оборудуется микрофон. Система подзвучки организуется так, чтобы все реплики и команды режиссера были равномерно слышны всем участникам X. ф., но не доносились бы до зрителей.

Звуковая система связи подстраховывается отдельными эл-тами зрительной связи. Напр., номера рисунков, называемые реж-ром по микрофону, обязательно дублируются показом планшетов с соответствующими цифрами. Управление X. ф. требует от участников и режиссера предельного внимания

Функции X. ф. Фон как зритель. Очень часто фон используется постановщиком спектакля в роли лидера в создании необходимого эмоционального настроя в зрительном зале. Он помогает реж-ру активизировать зрителя, направляя его эмоции и активность в нужное русло (аплодисменты, скандирование лозунгов, выполнение простых действий, и т. д.)

X. ф. как активный участник действия, происходящего на поле: своими рисунками, плакатами, лозунгами он сопровождает их, подчеркивая определенную мысль режиссера, раскрывая тему представления.

X. ф. как участник массовых упражнений. В отдельных случаях постановщик представления подключает участников фона к выполнению массовых упражнений, исполняемых на поле стадиона. Это значительно усиливает общее действие, делает его более мощным, массовым. Иногда участники фона выполняют массовые упражнения даже при показе рисунка.

X. ф. как экран, на к-ром демонстрируются кинокадры. В этом случае фонирующие флажки делаются из специального (экранного) материала.

X. ф. как солист, когда ему отдается самостоятельный номер (напр., в прологе)
13.2. Драматургическая кривая

Драматургическая кривая представляет собой графическое изображение развития конфликта через сценическое действие от его возникновения до его разрешения. Выглядит она следующим образом:

Жанр в театрализованном действии

Драматургическая кривая характеризуется следующими элементами:

  • экспозиция (начальная ситуация), 2 — завязка, 3 -развитие конфликта,
  • кульминация, 5 -развязка (событие), 6 — финал.Расшифруем эти понятия

Экспозиция — расстановка и представление сторон, создающих своеобразную критическую массу, в результате чего начинается реакция, то бишь активное взаимодействие между этими сторонами с выделением психофизической энергии, воздействующей на аудиторию. (Борисов)

Компонент сюжета; изображение жизни персонажа непосредственно предшествующий завязке и развитию конфликта. Это своеобразный ввод зрителя в условия вымышленной реальности. Экспозиция как правило коротка, потому как многое объясняется самим событием. (Шилов)
Завязка — возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, т.е. возникновение и начало развития конфликта.(Борисов)

Как только на страницах сценария появляются персонажи, которые представляют конфликтующие стороны, драматургическая история вступает в новую фазу. Именно здесь декларируются основные цели действующих лиц, определяется расстановка сил в конфликте.

Развитие конфликта — постепенное обострение и повышение степени конфликта.

Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии нные позиции героев, а следовательно и самого автора. Подводятся итоги борьбы. Проясняются загадки. Получают окончательное оформление приемы, используемые для построения сюжета. Именно здесь с наибольшей силой обнажаются идейные и нравственные позиции героев. Подводятся итоги борьбы, проясняются загадки. Получают окончательное оформление приемы, используемые для построения сюжета.

Развязка — событие, знаменующее собой исчезновение, разрешение конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне.

Финал — итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий авторскую идею.

Следует помнить, что горизонтальная ось графика есть время, в течение которого происходит театрализованное действо, а вертикальная определяет степень развития конфликта. По закону драматургической кривой строится драматургия всего сценария в целом. По этому же закону создается и театральная драматургия.

В случае использования в качестве инструмента драматургизации развернутой метафоры, развитие конфликта осуществляется через последовательность событий, каждое из которых есть следствие предыдущей ситуации и причина последующей, от начальной ситуации до ситуации, определяющей конечное событие и разрешение конфликта.

Тема 14
14.1.Режиссура как профессия. Функции режиссера
Режиссер – человек, дающий надлежащее направление драматургическому материалу через актера. Как любая другая профессия, профессия режиссера театрализованных представлений и праздников требует от него освоения определенных знаний и умений. Режиссер театрализованных представлений и праздников должензнать и уметь:

Знание того, что происходит в стране и за ее пределами (должен быть в курсе последних событий) Иметь свою собственную точку зренияна происходящие события (т.е. занимать определенную позицию).Общая культура (знание в области литературы, живописи, скульптуры, киноискусства, музыки, истории, науки и т.д. как отечественной, так и зарубежной.)

Знание кухни сценарного мастерства т.к. например специфика эстрады требует от режиссера активного участия в процессе создания сценария номера или представления. Знание основных жанров эстрады и хорошо разбираться в них (4 группы эстрадных жанров:разговорные (конферанс, скетч, интермедия, миниатюра, эстрадный монолог, частушки, пародия и т.д.);

музыкальные (песня, романсы и т.д.); хореографические (танец: народный, эстрадный и др., пантомима); оригинальные (жонглирование, фокусы, куклы, акробатика и т.д.).

Умение работать с музыкальным материалом:Знание различных музыкальных направлений: от самых серьезных (классическая музыка) до самых легких (техно, поп, диско и т.д.) Знание способов организации музыкального материала в театрализованном представлении (использование музыки как лейтмотив, музыкальный портрет персонажа, музыкальные антракты (мостики) и т.д.)Знание и изучениеизобразительных искусств (прежде всего живопись, скульптура), т.к. умение организовать пространство это одно из требований к режиссерской профессии. Умение работать с актерами самых различных жанров.Знание человеческой психологии необходимой как при работе с исполнителями, так и в организаторской работе.

Владеть знаниями о технических возможностях любой сценической площадки, где придется осуществлять постановку и владеть приемами работы с ними (одежда сцены: занавес, супер-занавес; поворотный круг и т.д.)Знание основ эстрадного танца т.к. танец неотъемлемая часть эстрадных спектаклей.Знание основ художественного освещения и его возможностей. Знание основ радиотехники, чтобы уметь грамотно ими пользоваться. Должен быть умелым организатором. Говоря о режиссерской профессии Владимир Иванович Немирович –Данченко выделял три направления в деятельности режиссера ( или три функции режиссера): 1. Режиссер-толкователь, он же показывающий как играть (режиссер-актер, режиссер-педагог)Умение заразить, увлечь актера содержанием пьесы, сценария представления и т.д. С помощьюподсказок, поправок, замечаний отражать все достоинства и недостатки поиска актера в создании им сценического образа.2. Режиссер-зеркало.Быть внимательным к особенностям индивидуального дарования артиста, уметь помочь актеру творчески (без насилия) найти себя (раскрыться). 3.Режиссер-организатор.Личность, которая организует и подчиняет все компоненты спектакля, представления (творчество актера, художника, композитора и т.д.) единому режиссерскому замыслу.

Вывод по функциям. Режиссер обязан раскрыть смысловое содержание произведения и индивидуальные особенности автора через призму собственного творческого видения и актерских возможностей. Для тренировки профессиональных способностей и личностных качеств режиссера Всеволод Эмильевич Мейерхольд предлагал четыре способа тренировки воображения:

1. Изучение биографий великих людей.

2. Путешествия.

3. Чтение композиционно-острой литературы.

4. Изучение произведений искусств (музыка, живопись). (См. Лекция)

Заключение. Таким образом, современный режиссер – это человек с высокой общей культурой, пониманием человеческой психологии, знанием жизни, способностью в одной биографии увидеть судьбу человечества, острым чувством современности, умением слышать и слушать время.

Микролекция — кульминация художественного произведения


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: