Игры, направленные на сенсорное развитие

Педагогический замысел:

— развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними; — развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;

— развивать систему зрительно-слухо-двигательной связи;

обращать внимание на развитие тактильно-кинестетического восприятия, развивать познавательные функции руки;

— развивать познавательную направленность ребенка (установки «Что это?», «Что делает?»» «Что с ним делают?», «Зачем он?»), формировать потребность в предметной «новизне»;

— стимулировать и поощрять желание действовать с предметами, сотрудничая со взрослым;

— формировать операционально-техническую сторону предметной деятельности;

— стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий;

— знакомить с пространственными свойствами предметов, формировать перцептивные действия идентификации и группировки (по образцу);

— формировать первые действия воображения («опредмечивание»);

— развивать умение различать бытовые звуки, шум работающих электроприборов (пылесоса, стиральной машины и др.). Звуки природы (шум дождя, шуршание листьев, удары грома, голоса животных и др.), подражать им.

Оборудование и материалы:

— наборы разнообразных погремушек;

— наборы кубиков (пластмассовых, деревянных) разного цвета и размера;

— мисочки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;

— шарики (пластмассовые, резиновые, деревянные) разного размера и цвета;

— мячи разного цвета и размера (большие и маленькие, легкие и тяжелые);

— гирлянды, бусы разной формы, размера, цвета (в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.);

— кольца для надевания на руки, на стержни, шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки;

— коробки, бочки-вкладыши типа матрешки разных размеров;

— коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

— шароброс с шарами двух размеров;

— матрешки двух-, трехместные;

— различные пирамидки из элементов одного и разных размеров, одного цвета и разноцветные;

— столики с отверстиями, одноцветные и двухцветные, с комплектом втулок или грибочков;

— образные озвученные резиновые игрушки;

— коляски, тележки, машины с рукоятками;

— лоточки для скатывания шариков;

— лотки для прокатывания автомобилей;

— набор « Достань колечко»;

— трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками;

— тележки со съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него для приближения тележки;

внутренние и внешние трафареты, вкладыши по типу досок Сегена;

— игрушки с крепящимися деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.);

— различные материалы для развития движений, тактильной чувствительности (образцы разных тканей, бумаги, пенопласт, полиэтилен и пр.);

— мячи различных размеров, футбол, большая пирамида (высотой 1 м), обручи двух-трех размеров и другие игрушки;

— картинки с изображением человека в движении, покое, труде, занимающегося спортом, и пр.;

— модели подвижных фигурок человечков (например, из трубочек, соединенных продетой внутрь тесьмой);

— комплекты картинок с изображением различных эмоциональных состояний человека (радости, печали, горя);

— рамки Монтессори;

— «Коричневая лестница» (материал Монтессори);

— «Розовая башня» (материал Монтессори) и др.

Примерный перечень игр

Игры на выделение предметов из фона: «Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки» и т. п.

Игры и упражнения на идентификацию предметов и движений: «У кого такая картинка?», «Найди пару: Какой сюда подходит?, Кто что делает?, У кого такой человек?», «Веселые человечки», «Чья фотография?», «Нравится — не нравится» («опредмечивание» эмоций), «Девочки и мальчики», «Зеркальце, скажи…» и т. п.

Игры и упражнения на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Найди такую кляксу», «Что нарисовано?», «Что он делает?», «Почтовый ящик» и т. п.

Игры на развитие восприятия отношений по величине: материал Монтессори «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки разной величины», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины) и т. п.

Игры на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений: «Далеко и близко», «Достань колечко», «Дорожка длинная и дорожка короткая к домику», «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины и цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.), «Собери колечки» и т. п.

Конструктивные игры

Педагогический замысел:

— познакомить детей с различными конструктивными материалами;

— вызывать интерес и эмоциональный отклик на деятельность взрослого в процессе конструктивных игр путем создания на глазах у детей несложных конструкций (мебель для куклы, мишки; гараж и ворота для машины; загородки для животных, домики для кукол) с целью незамедлительного их игрового использования педагогом и детьми;

— развивать восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение) в процессе дидактических игр и упражнений;

— учить выделять из фона, выбирать по образцу необходимые элементы строительного набора (где такой?) с помощью соотносящего и указательного жестов, используя в качестве образцов объемные фигуры и плоскостные изображения;

— формировать направленность на создание функциональных построек путем обучения приемам «дополнения» (прикреплять окна и двери к построенному дому), «включения» (например, вокруг построенного дома располагают деревья, песочницы и пр., «расстилают» тротуары, дороги, по которым едут игрушечные машины), обыгрывания постройки;

— учить адекватно реагировать на разрушение конструкций, вызывать стремление восстанавливать их для продолжения игры, развивать игровую направленность детского конструирования;

— учить использовать конструктивный материал в качестве предметов-заменителей в образных играх;

— формировать пространственные представления (вперед — назад, впереди — сзади, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе, наверху — внизу и пр.) в процессе игр с конструктивным материалом и игрушками;

— знакомить с постоянством формы и относительностью размера в процессе конструктивных игр (большая — маленькая, больше — меньше, самая большая, самая маленькая и т. п.);

— учить группировать по двум образцам детали строительных наборов (кубики, палочки, бруски, кирпичики, пластины, треугольные призмы — крыши);

— познакомить с названиями основных деталей строительных наборов, учить выделять по названию, поощрять самостоятельное называние (использовать названия материальных предэталонов);

— учить сравнивать по форме, количеству и величине, используя приемы приложения и наложения;

— формировать умение выполнять последовательную цепочку действий, направленных на создание конструкции из строительного материала;

— развивать общую и мелкую историку, формируя необходимые для конструирования операциональные умения (пальцевый захват деталей, их удерживание, поворачивание, совмещение и т. д.), способность удерживать плоскостной и объемный материал двумя и одной рукой, перемещать в пространстве различные части и детали конструкции и т. п.;

— учить действовать двумя руками, формировать опережающие движения взора;

— направлять детей на создание коллективной постройки (строим одинаковые конструкций, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

— учить создавать постройки по подражанию действиям взрослого и по простейшему образцу;

— создавать условия для использования детьми вне занятий, в ходе предметно-строительной игры умений, приобретенных в совместных со взрослым конструктивных играх;

— учить детей достигать результата в конструировании для последующей игры;

— учить выражать радость и удовольствие от полученного результата, демонстрировать его взрослым, другим детям.

Оборудование и материалы:

— ковровое покрытие (однотонное, с рисунками дороги, улиц и т. п.);

— крупный строительный материал, состоящий из мягких модулей;

— крупный деревянный строитель;

— конструктор по типу Lego-duplo;

— крупные палочки (бамбуковые или деревянные) размером 20 см;

— столы для конструктора Lego;

— 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (конторки могут использоваться для игр стоя; внутри конторки дети вместе со взрослыми могут организовывать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.);

— настольный конструктор — строительные наборы, состоящие из кубиков, брусков и т. п.;

— деревянные и пластмассовые палочки;

— материалы Монтессори («Коричневая лестница», «Розовая башня» и др.);

— колечки на подставке;

— коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши;

— коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

— матрешки двух-, трехместные;

— различные пирамидки с кольцами одного и разных размеров, одного цвета и разноцветные;

— столики с отверстиями, одноцветные и двухцветные, с комплектом втулок или грибочков;

— вкладыши по типу досок Сегена;

— игрушки со съемными деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.);

— большая пирамида (высотой 1 м).

Примерный перечень игр

«Построим башню: кубик на кубик», «Построй дорожку для машины из пластин», «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для зайки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Разные домики», «Машина в гараже», «Забор из больших и маленьких палочек», «Розовая башня» (материал Монтессори); «Коричневая лестница» (материал Монтессори), «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины и цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.), «Собери колечки (на подставке)», «Домик-вкладыш», «Слоник-вкладыш», «Бочки-вкладыши», «Коробки с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм», «Матрешки», «Пирамидки», «Тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него», «Вкладыши» (по типу досок Сегена), «Составь из круга (квадрата, треугольника и т. п.) и прищепок елку (солнце, бабочку и др.)». «Волшебная пирамида» (большая пирамида высотой 1 м с кольцами), «Конструктор Lego» и др.

СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ. Раннее развитие


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: