Опросники для педагогов и родителей при проведении диагностики ребенка с неконструктивным поведением
Оценка детей педагогами
1. Карта оценки особенностей развития ребенка
Имя, фамилия________________Группа №___________Возраст__________
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность признака развития ребенка. Это поможет эффективно организовать работу с ребенком. Необходимо отметить только одно из трех значений:
“1” – признак выражен незначительно или отсутствует;
“2” -признак выражен в средней степени;
“3” -признак выражен значительно.
№ | Оцениваемый признак поведения (развития) | Выраженность данного признака | ||
отсутствует или незначительная | средняя | значительная | ||
1. Отношение родителей | ||||
Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его одежде. | ||||
Ребенка забирают из группы одним из самых последних. | ||||
Родители мало общаются с воспитателем, не уделяют достаточного внимания ребенку. | ||||
Родители не интересуются жизнью группы и потребностями детского сада. | ||||
2. Поведение в группе Сумма по первой группе | ||||
Томозит. Не сразу воспринимает требования воспитателя | ||||
С трудом выполняет правила распорядка группы. | ||||
Неуверен. Боязлив. При обращении к нему взрослого может заплакать | ||||
Расторможен. Нуждается в многократном повторении словесных указаний и контроле. | ||||
3. Игра и общение с детьми. Сумма по второй группе | ||||
Предпочитает играть в одиночестве | ||||
Конфликтует с детьми, часто дерется, злится, плачет | ||||
Не умеет поддержать игру, принять роль | ||||
Сильно переживает, все время ждет прихода родителей | ||||
4. Познавательное развитие Сумма по третьей группе | ||||
Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется) | ||||
Недостаточно сообразителен (затрудняется в ответах на простые вопросы) | ||||
Плохо рисует (недостаточно сформированы графические навыки) | ||||
Затруднено формирование элементарных математических представлений | ||||
5. Социально-бытовые навыки и ориентировка Сумма по 4 группе | ||||
Недостаточен объем знаний об окружающем мире | ||||
Имеет трудности в овладении навыками самообслуживания | ||||
Путает временные понятия (по программному материалу) | ||||
Плохо знает, как зовут родителей, родственные отношения в семье | ||||
6. Темповые характеристики Сумма по 5 группе | ||||
Заторможен, почти во всем медлителен | ||||
Темп работы неравномерен, быстро устает | ||||
Работает невнимательно, быстро теряет интерес | ||||
Темп работы быстрый, но работает хаотично и “бестолково” | ||||
7.Отношения к занятиям и их успешность Сумма по 6 группе | ||||
Нуждается в постоянном контроле педагога | ||||
С трудом выполняет программу обучения в детском саду | ||||
Неусидчив, не доводит начатое дело до конца | ||||
Мешает на занятиях | ||||
8. Речевое развитие Сумма по 7 группе | ||||
Речь малопонятна, трудности звукопроизношения (соответственно возрасту) | ||||
Словарный запас беден по сравнению с другими детьми | ||||
Имеются нарушения грамматического строя речи | ||||
Говорит односложно, выраженные трудности пересказа | ||||
9. Физическое развитие Сумма по 8 группе | ||||
Недостаточно развит физически или очень полный | ||||
Быстро устает, истощается или возбуждается при переутомлении | ||||
Часто болеющий | ||||
Плохой аппетит, ослаблен | ||||
10. Моторное развитие Сумма по 9 группе | ||||
Плохо развита мелкая моторика, нуждается в помощи при лепке, аппликации | ||||
Нарушена общая координация, неуклюжий, неловкий | ||||
Медлителен, неточен в движениях | ||||
Предпочитает (часто) действовать левой рукой | ||||
Сумма по 10 группе |
2. Опросник “Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей”
0 –НЕ ПРОЯВЛЕТСЯ ВООБЩЕ;
1 – ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИНОГДА;
2 –ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТО;
3 –ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПОЧТИ ВСЕГДА.
Агрессивность:
- Ломает игрушки.
- Толкает сверстника.
- Мимоходом ударяет встречных.
- Кусается.
- Плюется.
- Щиплет других.
- Говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.
- Ругается.
- Замахивается, но не ударяет.
- Пугает других.
- Сжимает губы, кулаки.
- Сопротивляется при попытках удержать от агрессивных действий.
- Препятствие стимулирует его агрессивное поведение.
- Просит стукнуть себя еще раз.
Вспыльчивость:
- Неожиданно для всех бросает игрушки; грубо отвечает.
- Может разорвать пособие, сказать нецензурное слово.
- Плюется.
Негативизм:
- Делает все наоборот.
- С трудом включается в коллективную игру.
- Отказывается даже от интересной для всех и себя деятельности.
- Говорит часто слова “не хочу”, “не буду”, “нет”.
Демонстративность:
- Отворачивается.
- Утрирует движения на занятии.
- Стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий.
- Делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.
Обидчивость
- Обижается при проигрыше в игре.
- Болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса.
- Недовольное выражение лица.
- Часто плачет
Конфликтность
- Сам провоцирует конфликт.
- Отвечает конфликтно на конфликтные действия других.
- Не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности или взаимоотношениях.
- Не уступает игрушек.
Эмоциональная отгороженность
- Когда все дети вместе, стремится уединиться.
- Входит в помещение и сразу идет к игрушкам.
- Занят своим делом и не замечает окружающих.
- Не использует речь как средство общения.
- Когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
- Не выполняет просьбу, требование, хотя слышит и понимает содержание.
- Не реагирует на переход с обычной речи на шепот.
- Избегает смотреть в лицо собеседнику.
Нерешительность
- Избегает ситуации устного опроса на занятии.
- Отказывается от ведущих ролей в играх.
- Часто использует фразы “не знаю”, “может быть”, “трудно сказать”.
- Не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
- В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; его поведение вариативное.
Страхи
- Страх пылесоса.
- Страх собаки.
- Страх темноты.
- Страх от порывов ветра.
- Страх новых людей в новой ситуации.
- Страх публичного выступления.
- Страх оставаться одному.
- Боязнь спрыгнуть с возвышения, входить в новое помещение.
Тревожность
- Блуждающий, отстраненный взгляд.
- Не может объяснить причины своей тревоги.
- Неожиданно вздрагивает.
- Осторожно ходит.
- Стремится быть поближе к взрослому.
Скованность
- Не знает, чем заняться
- Бездеятельно смотрит по сторонам
- Говорит слишком тихо.
- Темп действий замедлен.
- Запаздывает при действиях по сигналу.
Эгоцентричность