Как общаться с маленькой фотомоделью?

Дети хотя по виду и такие же, как и мы, взрослые, только маленькие, но их внутренний мир и интересы кардинальным образом отличается от нас. И понять ребенка, не только своего, а тем более чужого, иногда бывает ох как трудно. Если у вас в руках находится фотоаппарат, и вы намерены снять маленькую фотомодель, будь то в студии или на прогулке для семейного альбома, то далеко не всегда это удается. Даже если вы суперпрофессионал в фотографии, все ваши навыки при съемке плачущего и сучащего ногами ребенка сделают весь ваш опыт и навыки бесполезными.

Поэтому на первую план выходят ваши взаимоотношения с ребенком. Впрочем, как и при съемке любого портрета. Именно по этой причине психология взаимоотношения с детьми является одним из основных умений, необходимых фотографу. Технику и законы фотографии вы всегда можете изучить. А вот попробуйте прикоснуться к маленькой вселенной подрастающей личности, и вы наверняка почувствуете себя беспомощным. Но и педагоги, и детские фотографы выработали множество способов и методов общения с ребенком. Но надо всегда помнить, что все дети разные, и подходить к ним надо исключительно индивидуально к каждому. Ни в коем случае нельзя использовать одни и те же методы ко всем детям без исключения.

Делай, как я! Этот армейский принцип как нельзя лучше подходит для фотосъемки детей. В ясельном и детсадовском возрасте маленькие фотомодели очень сильно зависят от родителей, и любое отлучение от «маминой юбки» превращается в трагедию. Поэтому лучше всего снимать ребенка в присутствии близкого человека. Особенно это касается «домашних» детей, которые мало бывали среди незнакомых людей и не имели возможность развить свою независимость и общительность. Они более склонны к разного рода страхам остаться один на один с незнакомым человеком – фотографом. И как результат – непробиваемая стена замкнутости. Обычно это происходит с детьми, о которых родители слишком сильно заботятся. Поэтому всегда есть смысл поинтересоваться у сопровождающих ребенка, ходит ли он в ясли или садик. С «детсадовскими» детьми обычно гораздо легче работать. Они меньше держатся за юбку матери или брюки отца, более самостоятельны и общительны. «Чужой дядя» или «тетя» их не сильно пугают, а зачастую и становятся временными «кумирами».

Также фотограф должен обратить внимание на взаимоотношение ребенка и родителей, чтобы в соответствии с ситуацией строить свое общение с обоими. Излишняя заботливость неизбежно делает ребенка слишком зависимым от родителей, что является причиной панического страха и избалованности.

В маленьком возрасте ребенок учится при помощи подражания. Он повторяет все, что делают родители, и поэтому на съемочной площадке есть смысл сделать вид, что вы снимаете родителей, попросив их делать, что вы хотите видеть от маленькой фотомодели. И при этом фотографируйте ребенка. Особенно это касается «домашних» детей. «Детсадовскому» ребенку можно все показать на своем примере, так как они более самостоятельны и часто отвергают «диктат» родителей. Все зависит от сложившихся взаимоотношений в семье. А вот интересная «игра» с незнакомым фотографом может его увлечь настолько, что он напрочь забудет о родителях.

У маленьких детей изредка случаются истерики. В студии они обычно вызваны необычностью обстановки и нежеланием делать то, о чем его просят родители и фотограф. Бороться с этим явлением можно разными вариантами, причем к каждому ребенку надо подходить строго индивидуально. Если маленькая фотомодель начинает кричать благим матом, бить руками и ногами об пол, то здесь есть несколько выходов.

Первый – это удалить из съемочного павильона родителей. Вполне возможно, что ребенок у себя дома таким образом добивается своего и привык к этому способу. Постороннего человека – фотографа – он скорее всего постесняется.

Второй – не обращать внимания на маленького буяна, а спокойно заняться другими делами, ожидая пока он сам успокоится. Истерика – это всегда желание привлечь внимание других людей к своей персоне. Если эта «игра» не воспринимается взрослыми, ребенок быстро успокаивается.

Третий – предложить нечто, что очень сильно заинтересует ребенка, как только истерика пойдет на убыль. Просто переключите его внимание на более интересные вещи. Из собственного опыта. Однажды пришлось фотографировать маленькую девочку, которая, как только на нее наводили фотоаппарат, испуганно с плачем бежала к матери и пряталась ей в юбку. Но стоило дать ей в руки обычную трехметровую рулетку, случайно оказавшуюся в студии, которая выскакивала из «своего домика» и заскакивала обратно… И юная фотомодель тут же успокоилась, перемеряла в студии все, что можно было перемерять, включая себя. Съемка удалась! Помните, что дети с гораздо большим интересом общаются с «игрушками» взрослых, нежели рассчитанных на свой возраст. Они видят, как взрослые пользуются этими предметами и, стараясь «побыстрее вырасти», подражают им.

Четвертый – сойти до уровня понимания ребенка и его интересов. Очень возможно, что взрослые со своими светильниками, непонятными железками и стекляшками в руках кажутся очень важными и значительными. Поэтому надо просто сесть рядом и пообщаться с ребенком «на равных». При этом не надо подробных объяснений и технических деталей. Лучше каждому предмету заранее придумать какой-либо образ, соответствующий развитию ребенка. Фотоаппарат – домик, где живет птичка, которая иногда щелкает клювом и вылетает. Осветитель – маленькое солнышко, пришедшее погостить к маленькой фотомодели. Вариантов очень много. Иногда дети принимают игру, и сами предлагают свое виденье этих предметов. Примите это объяснение и ни в коем не пытайтесь переубедить их, что объектив фотоаппарата – это глаз «бабы Яги» или волшебное зеркало, в котором видно все вокруг, и даже сам ребенок.

Увещевать детей в состоянии истерики бессмысленно. Просто нужно не «давить» на ребенка «взрослым авторитетом», а дать маленькой личности возможность сдаться с достоинством. Лучше избегать угроз, которые в некотором смысле являются вызовом. Ребенок может принципиально делать, или не делать, то чего от него хотят взрослые. Вряд ли стоит пугать его сказочными персонажами, милиционерами, которые вот-вот здесь появятся, или передачей в руки кого-то чужого на вечные времена.

Упрямство присуще детям уже в возрасте одного года. Но когда ребенок становится старше, он начинает противоречить не только родителям, но и самому себе. Он ведет себя как человек, который хочет все делать по-своему, только так, как он делал это раньше. И иногда приходит в ярость, когда кто-либо пытается вмешиваться в его игру или по-другому положить его игрушки, его собственность, пусть даже и временную.

Основная черта маленького ребенка — это стремление все решить самостоятельно и противостоять любому давлению со стороны других людей, особенно, если его родители любят им командовать.

Чтобы справиться с ребенком в этом возрасте, нужно как можно меньше вмешиваться и торопить его. Пусть он все делает сам в свое удовольствие. Старайтесь не спорить с ним. Прямые окрики и запреты не принесут результата, а скорее все испортят. Пусть он играет теми предметами, которые ему дали, так, как хочет, а не так, как в них «играли» бы взрослые.

Неразумно угрожать ребенку, при этом зная наверняка, что ваши угрозы останутся не выполненными, а лишь «разрядят» ваши эмоции и «выпустят пар». Это касается как родителей в отношении своих детей, и тем более фотографа в отношении чужого ребенка. Это самый верный способ подорвать свой авторитет в глазах маленькой фотомодели. В худшем случае ребенок будет вас полностью игнорировать.

Не прибегайте к спорам, ультиматумам, грозным взглядам и не сердитесь. Этим вы вряд ли достигнете цели и только усилите упрямство ребенка. Ради получения хороших фотографий можно немного пойти у него «на поводу».

Часто ребенок избавляется от мучивших его страхов перед определенными предметами при помощи игр с участием этих предметов. Чтобы он не боялся вспышек, объективов, есть смысл дать ему подержать их в руках, поиграть ими. Тогда он перестанет их бояться.

Маленький ребенок не может долго помнить о цели своего присутствия на съемочной площадке. Его натура заставляет исследовать все, что попадается ему на пути. Каждый раз, когда фотограф окликает ребенка, который занят исследованием новых для него объектов, он бесцеремонно вмешивается в игру последнего. Это постоянно напоминает ребенку, что он должен отстаивать свою независимость. Поэтому для того, чтобы маленькая фотомодель освоилась в студии, нужно время, время и время… Дайте ребенку удовлетворить свое любопытство и завершить свои исследования. Многие фотографы держат для этих целей разные не используемые и безопасные (!) для ребенка фотографические аксессуары: светильники, маленькие треноги, старые объективы, фототросик… Но самый популярный предмет – большое кольцо с диафрагмой от старого объектива.

Когда ребенок в детсадовском возрасте рассказывает выдуманную историю, он не лжет в том смысле, в каком мы понимаем ложь. Он ярко представляет себе все, что он говорит, и не очень разбирается, где кончается реальное и начинается нереальное. Вот почему дети в этом возрасте так любят слушать сказки и истории, а потом играть в их героев. Поэтому есть смысл обставить сеанс фотосъемки в образе сказки, чтобы перевести чисто технологический процесс в иную, эмоциональную, сферу.

Сказки могут быть разные: как придуманные самим фотографом, так и различные вариации всенародно любимых сказок и их персонажей.

Если ребенок чужой и вы не знаете его интересов, есть смысл использовать так называемый метод «снежного кома», с которого начинается снежная лавина. То есть вы даете затравку в виде сказочной интерпретации съемочного оборудования и самого процесса съемки, а потом даете простор буйной фантазии, как вашей, так и фотомодели. Для этого фотоаппарат и осветители обзываете чем угодно от гиперболоида инженера Гарина до прожекторов инопланетян. Из вытекающей ситуации строится и сама сказка, творимая на съемочной площадке: от игры в шпионов до дочек-матери…

Во время сеанса фотосъемки дети часто проникаются особенностью происходящего — настраиваются и ведут себя соответственно, не балуются(!), чего невозможно достичь дома.

Любознательность ребенка безгранична. Ребенок легко отвлекается — это очень удобно, и надо использовать «на полную катушку».

Ребенок спрашивает обо всем, что попадает ему на глаза. У него богатое воображение. Он делает свои собственные выводы из случайных фактов. Он все связывает с собой. Лучше для каждого предмета съемочного оборудования придумать свои детские ассоциации или сказочные образы.

Дети быстро устают, и еще быстрее переключают внимание с объектива на окружающую обстановку. Поэтому сам процесс фотосъемки не должен быть предельно заформализован, как это происходит со взрослыми. В последнем случае фотосъемка напоминает китайскую чайную церемонию, где роли и действия каждого расписаны и беспрекословно выполняются как самим фотографом, так и фотографируемыми.

При работе с детьми задача стоит противоположная: уйти от «процедуры» фотосъемки, а на равных с ребенком играть как в процесс фотосъемки, так и в любую другую игру, не забывая при этом о конечной цели всех этих действий.

Когда вы снимаете в студии или по заказу, то совладать с ребенком бывает очень трудно. Особенно если надо с ним выполнить те или иные действия: придать определенное выражение лицу или принять необходимую позу.

Но если вы снимаете спонтанно, то часто при виде фотоаппарата дети лезут «из кожи вон», чтобы вы обратили на них внимание. Это надо использовать по максимуму, так как этот энтузиазм долго не продлится, а снимки могут получиться интересными. Иногда есть смысл смоделировать такую ситуацию «случайной» съемки, чтобы застать маленькую фотомодель «врасплох», и сделать процесс фотосъемки более приятным для всех участников.

Имейте под рукой набор книжек и игрушек, чтобы развлекать детей во время их пребывания в студии. Они могут стать незаменимым подспорьем во время съемки. Ребенку при фотографировании необходимо предоставить полную свободу действий по отношению к выданным игрушкам и книжкам.

Не мешайте детям играть по-своему. Игра — серьезное занятие для ребенка. Они так познают мир по своему разумению, причем, «методом тыка».

Часто, играя с детьми, взрослые невольно делают игру слишком сложной. В маленьком возрасте дети не стремятся к реализму. Они сами представляют, как нужно использовать тот или иной предмет или игрушку. Навязывая ребенку свое видение игры, можно навсегда отбить у него охоту в нее играть. А у фотографа обычно времени на съемку не очень много, чтобы перебирать все игрушки. Лучше предложить ребенку ту игрушку, которая ему больше нравится из всех предложенных, и не вмешиваться в его игру. Детям очень нравится, когда взрослые внимательно следят за их поведением и действиями. Поэтому делайте это явно, и с похвальными комментариями и наивными вопросами.

Как уже говорилось, детей больше привлекают игрушки, в которые «играют» взрослые. Особенно бытовые предметы, всякая домашняя утварь. Они постоянно наблюдают, как родители постоянно «играют» в эти предметы, а ребенку не дают…

Если вы все таки предлагаете ребенку игрушки, то при этом надо помнить, что простые игрушки — самые лучшие. Обычно детям они гораздо больше нравятся, и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. А простую игрушку можно одновременно превратить во что угодно: от космического корабля до куклы Барби.

Большинство детей любят мягкие игрушки — кукол и животных, но некоторые равнодушны к ним.

При съемках в студии или формальных съемках вне студии часто трудно завладеть вниманием ребенка, в особенности если вы хотите, чтобы он находился на определенном месте, в нужной позе или придал лицу нужное выражение. При виде камеры дети из кожи вон лезут, чтобы оказаться в центре внимания. Этот же фактор может быть вам на руку при съемке незапланированных сцен. В подобной ситуации надо проявить максимум энтузиазма. Сделайте несколько снимков, даже если вы уверены, что они не пригодятся. Через несколько минут дети переключатся на что-нибудь другое, и у вас появится возможность заняться делом.

Не спрашивайте ребенка, чего он хочет, а просто делайте то, что необходимо. На любой вопрос в ясельном возрасте он, скорее всего, ответит «Нет». Уговаривать его бесполезно и очень долго. Лучше не предоставлять ему выбора. Ненавязчиво, не сильно отвлекая от его занятий, поставьте или посадите его так, как нужно вам, при этом все время разговаривая с ним на отвлеченные темы, не упоминая о том, для чего вы все это делаете с ним.

Маленьких детей можно увлечь игрой, предложив им сделать с игрушками тоже, что вы хотите сделать с ним. Не плохо подробно комментировать свои действия, чтобы маленькая фотомодель сумела к ним подготовиться. «А вот сейчас мигнет вспышка!» «Сейчас вылетит птичка!» «А сейчас будет светло, как в солнечный день летом. Ты любишь лето?» Но избегайте пространных объяснений. Маленького ребенка не следует убеждать или предупреждать словами. Просто сделайте с ним что необходимо при этом отвлекая чем-нибудь. Если ребенок попросить объяснить ваши действия, дайте их ему в самой простой и доступной форме. Естественно, что все ваши действия должны выполняться тактично.

Ваша задача состоит в том, чтобы не дать маленькой личности ограничиться ролью пассивного наблюдателя процесса съемки и привлечь его на свою сторону, чтобы он всячески способствовал выполнению ваших просьб — ребенок должен улыбаться, смотреть в заданном направлении, слегка повернуться для улучшения распределения света и тени и т. п.

Подростки очень чувствительны к своей внешности. Стремительно развиваясь, они «не знают» как реально выглядят со стороны. Им кажется что веснушки, лопоухость или другие «дефекты» внешности безнадежно портят их. Все еще усугубляется и веяниями моды, мнением сверстников, рекламными штампами из кино, телевизоров и газет, обычаями, правилами и стереотипами тех мест, где они проживают. В этом возрасте лишь очень немногие ребята могут показать себя личностью, свободной от мнения окружающих. При этом молодежные «прибамбасы» на снимках часто однозначно портят внешность молодых людей. Но такие снимки высоко котируются в среде, в которой вращается подросток.

Опытный фотограф в данном случае должен выбирать «золотую середину» из знания, как «сделать подростку красиво», при этом учитывая его воспитание, круг интересов и суждения. Учитывая, что подросток обычно не знает, как правильно сфотографироваться, можно во время съемки объяснить ему основные правила съемки, заполняющие пробелы в его жизненном опыте. Когда это происходит с ним, на равным, то обычно вызывает неподдельный интерес, особенно у девочек. И потом гораздо легче сделать то, что нужно фотографу…

С развитием цифровой фотографии есть смысл сразу показать результаты съемки. Можно сделать два варианта снимков: то, как видит себя сам подросток, и то, как видит его фотограф. Социально незрелая личность выберет первый вариант, на котором будут присутствовать все атрибуты его «крутизны», принятые в его кругу общения. Гармонично развитая личность остановится, скорее всего, на варианте фотографа, если он, конечно, не слишком далеко ушел от молодежных стереотипов и не навязал ему образ, бывший модный еще при прабабушках!

В любом случае фотографу можно попробовать объяснить подростку, что внешний вид это слишком поверхностный повод для суждения о человеке. Мало того, именно из-за внешнего вида создается определенный стереотип восприятия конкретного человека, который в его возрасте изменить очень сложно, а зачастую и практически невозможно, не сменив при этом полностью круг общения и местожительство. Поэтому о наружной «обертке» молодого человека всегда нужно думать очень тщательно, иногда довольно резко пресекая его недальновидные желания, которые могут принести нежелательные последствия как в настоящий момент, так и в будущем. Всегда надо помнить, что подросток стремительно развивается, у него часто меняется система ценностей. Поэтому небольшой консерватизм при съемке никогда не повредит.

В молодежной среде приняты определенные правила поведения и «униформа». Очень часто на человека навешивается «ярлык», иногда в виде прозвища, от которых люди освобождаются только повзрослев, да и то не всегда. Поэтому фотографу, по возможности, нужно узнать «кликуху» подростка и сделать снимки в соответствии с ней, если она уважительная и показывающая какие-то яркие черты характера или внешности человека. Либо сделать фотографию противоположного содержания, если она обидная и принижает личность.

Для девушек ограничения еще жестче: стройная фигура и хорошее личиком всегда будут иметь большой успех у ровесников. Но если у человека и есть какие-нибудь недостатки внешности, то тут уже вступает в силу профессионализм самого фотографа, так как средствами фотографии можно визуально исправить практически любые «дефекты»! Тем более, что внешний вид не имеет ничего общего с внутренним содержанием. Внешность дана природой, и тут уже ничего не поделаешь (за исключением хирургического вмешательства)… А показ богатого и интересного внутреннего мира – главная задача фотографии не зависимо от возраста фотомодели.

Очень внимательно следует отнестись к одежде подростка. Ни в коем случае его нельзя фотографировать в одежде, которая не является униформой будь то по профессиональному признаку, или принятой в определенной молодежной тусовке, или в соответствии с текущей модой. Любые другие фотоснимки заранее обречены на провал, либо этим фото присвоится высокое звание «прикольной фотки».

Средства массовой информации зачастую навязывают совершенно оторванные от жизни «стандарты» красоты. Надо помнить, что некрасивых людей нет в принципе. Каждый красив и очарователен по-своему, только это надо увидеть. Очень важно для фотографа, особенно детского, посмотреть на маленькую модель непредвзятым взглядом и найти «изюминки» во внешности в любом человеке. А они есть всегда.

Также фотографу важно во время съемки быть разнообразным. Иногда это бывает очень трудно, но необходимо. У каждого фотографа со временем появляется пара десятков особо любимых поз, выражений и приемов фотосъемки, которые он применяет ко всем без исключения людям. Останавливаться нельзя. Здесь можно посоветовать сделать для себя «шпаргалку», в которой разместить разные варианты съемки, поз, освещения… (Соответствующие таблицы поз и жестов есть в книге «Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов») И при съемке ребенка или подростка во время работы периодически заглядывать туда и, используя творческий подход, нестандартно проводить сеанс съемки…

Не смотря на все веяния моды, всегда есть основа, от которой можно смело отталкиваться, не опасаясь попасть «впросак». Это любые показатели здоровья: красивая кожа, гармонично развитая фигура и ее части, ровные зубы, развитая мускулатура, длинные красивые волосы и многое другое. Эти вещи будут цениться во все времена и не устареют. Очень хорошо смотрятся на снимках спортивные состязания и любые телодвижения подростка.

У подростков в период взросления волосы становятся более грубые и жирные; у мальчиков начинают появляться отдельно торчащие волоски на подбородке; девочки становятся угловатыми с тяжелыми лодыжками, полными коленками и запястьями; лицо покрывают прыщики и угри.

Поэтому фотограф должен использовать весь свой арсенал, чтобы эти естественные признаки взросления не проявились на фотографии. С развитием цифровой фотографии эти проблемы решаются при помощи обработки фотоснимков в компьютерных графических программах. Часть мелких недостатков можно убрать во время съемки при помощи экспозиции и за счет композиционных приемов, о чем подробно будет рассказано далее.

Основная проблема во время съемки – это преодолеть комплекс подростка в отношении своей внешности. Обычно часть недостатков внешности существует реально, но большинство из них – исключительно в голове у юной фотомодели. От этого легче фотографу не становится, потому как подросток ведет себя именно в соответствии со своими сложившими стереотипами и комплексами по отношению к своей внешности.

Поэтому фотограф должен снимать портрет не обращая внимания на мелкие дефекты внешности. Если подросток при этом будет возражать, его надо уговорить довериться фотографу. Аргументировать это надо тем, что он не видит себя со стороны, а если какой дефект и «вылезет» на кадре, то он будет тут же «безжалостно вымаран» в Фотошопе или в процессе печати специальными способами. Для наиболее впечатлительных юных моделей, особенно это касается девочек, есть смысл пообещать показать предварительно, что получилось на контрольных отпечатках или экране компьютера. При это свое обещание надо безусловно исполнить, чем вы гарантируете приток дополнительных клиентов за счет «сарафанного радио», да и сама «жертва своих предубеждений» придет к вам сниматься еще не раз…

Как себя вести фотографу? Первое и самое главное — это оставаться самим собой, то есть чувствовать себя непринужденно: ваша скованность, неестественное поведение сразу же передадутся окружающим, а дети это чувствуют очень тонко.

Поэтому перед общением с ребенком надо отбросить все свои личные проблемы, оставить их за порогом, и настроить себя на легкий и веселый лад. Язык у фотографа должен быть «хорошо подвешен», потому что молчаливая личность имеет свои достоинства при общении со взрослыми людьми, которые умудрены жизненным опытом и практически всегда понимают правила игры под названием «Фотосъемка». У детей такое поведение не проходит. Им надо говорить, что надо делать, при этом не напрямую, а через разнообразные яркие, выразительные, желательно сказочные, образы.

Общаясь с ребенком, надо либо опускаться до его уровня, приседая на корточки, или поднимая его до своего, водружая его на любое возвышение: стол, стул и прочее…

Жесты при этом у фотографа должны быть открытыми, демонстрирующими ладони рук. Огромное значение имеет мимика лица. Беспристрастная физиономия а-ля «Чингачгук» вряд ли раскрепостит маленькую фотомодель. Не бойтесь кривляться, строить рожи, делать выразительные глаза, не стесняйтесь в жестах рук и всего тела. «Клоунское» поведение всегда было в почете у детей любого возраста, за исключением подростков, которые могут на все это действо посмотреть несколько скептически, что, впрочем, происходит довольно редко. В подавляющем большинстве случаев они принимают «правила игры».

Работа с моделью


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: