Картинка 6. зимние забавы

Демонстрационный материал

Для фронтальных занятий

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым

коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».

Москва «Скрипторий 2003»

Методические рекомендации

Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании.

В соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду (М., 2005) дети средней группы (с 4 до 5 лет) при нормальном речевом развитии могут:

• осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

• подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;

• рассказывать невероятные истории;

• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Вместе с тем у многих мальчиков и девочек этого возраста связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и сводится к простому перечислению действий или предметов. Дети затрудняются построить собственное высказывание на основе полученной визуально информации, воспроизвести текст, воспринятый на слух.

В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Л. И. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой и др.) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных (предметных картинок) образов составляются схема предложения и план рассказа.

В данном пособии к каждой из 12 сюжетных картинок прилагаются тексты, вопросы и картинно-графические схемы каждого предложения рассказа, которые играют роль мнемотаблиц.

В картинно-графических схемах используются следующие обозначения:

Картинка 6. зимние забавы

При составлении рассказа (пересказа) используются следующие этапы работы:

Вариант 1. Составление рассказа (без предварительного чтения текста рассказа)

1. Предложить детям рассмотреть картинку.

2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответ с использованием схемы каждого предложения.

3. Попросить послушать получившийся рассказ, который педагог рассказывает четко посхеме, привлекая к этому внимание детей.

(Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!)

4. Предложить двум-трем детям пересказать получившийся рассказ.

Вариант 2. Пересказ

1. Предложить детям рассмотреть картинку.

2. Прочитать текст, прилагаемый к картинке, привлекая внимание детей к каждой схеме
предложения, к каждому его символу.

3. Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответ с использованием
схемы данного предложения.

4. Попросить детей еще раз послушать рассказ, который педагог рассказывает четко по
схеме.

5. Предложить двум-трем детям пересказать весь рассказ.

Картинка 1. Осень

Текст рассказа по предложениям:

1. Наступила осень.

2. Моросит холодный дождь.

3. Катя и Митя гуляют в парке.

4. Катя собрала красные и желтые листья.

5. Митя нашел ветку рябины.

6. Дети подарят осенний букет маме.

Вопросы к предложениям:

1. Какое время года наступило?

2. Какой дождь моросит?

3. Где гуляют Катя и Митя?

4. Какие листья собрала Катя?

5. Что нашел Митя?

6. Кому подарят дети осенний букет?

Картинка 2. В огороде

Текст рассказа по предложениям:

1. Семья пришла в огород.

2. Дети собирают овощи.

3. Они отдадут овощи маме.

4. Мама сварит из овощей суп.

Вопросы к предложениям:

1. Куда пришла семья?

2. Что собирают дети?

3. Кому они отдадут овощи?

4. Что мама сварит из овощей?

Картинка 3. В саду

Текст рассказа по предложениям:

1. Семья пришла в сад.

2. Дети собирают фрукты.

3. Они отдадут фрукты маме.

4. Мама сварит из фруктов компот.

Вопросы к предложениям:

1. Куда пришла семья?

2. Что собирают дети?

3. Кому они отдадут фрукты?

4. Что мама сварит из фруктов?

Картинка 4. Мастерица

Текст рассказа по предложениям:

1.У Кати был пушистый коричневый мишка.

2.Катя сшила мишке желтую рубашку с красными горошками.

3.Катя сошьет мишке синие шорты.

4.Мишка будет очень нарядный.

Вопросы к предложениям:

1. Какой мишка был у Кати?

2. Какую рубашку сшила Катя мишке?

3. Какие шорты сошьет Катя мишке?

4. Какой будет мишка?

Картинка 5. Новый год

Текст рассказа по предложениям:

1. Наступил Новый год.

2. В детском саду была нарядная елка.

3. Дети пели, читали стихи, водили хороводы.

4. Дед Мороз и Снегурочка подарили детям подарки.

Вопросы к предложениям:

1. Какой праздник наступил?

2. Какая елка была в детском саду?

3. Что делали дети?

4. Кто подарил детям подарки?

Картинка 6. Зимние забавы

Текст рассказа по предложениям:

1. Наступила зима.

2. Дети (Таня и Ваня) лепят снеговика.

3. Толя катается на лыжах.

4. Аня катается на коньках.

5. Петя катается на санках.

6. Вася катается на ледянке.

7. Маша и Миша играют в снежки.

8. Дети радуются зиме.

Вопросы к предложениям:

1. Какое время года наступило?

2. Что делают Таня и Ваня? (Показать указкой на картине.)

3. На чем катается Толя? (Показать.)

4. На чем катается Аня? (Показать.)

5. На чем катается Петя? (Показать.)

6. На чем катается Вася? (Показать.)

7. Во что играют Маша и Миша? (Показать.)

8. Чему радуются дети?

Картинка 7. Снеговик

Текст рассказа по предложениям:

1. Наступила зима.

2. Выпал снег.

3. Ваня и Катя слепили большого снеговика.

4. Ваня нарисовал снеговику глаза и рот.

5. Катя сделала снеговику нос из морковки.

6. Снеговик получился очень красивый.

Вопросы к предложениям:

1. Какое время года наступило?

2. Что выпало?

3. Кого слепили Таня и Катя?

4. Что Таня нарисовала снеговику?

5. Из чего Катя сделала снеговику нос?

6. Какой получился снеговик?

Жила была Царевна — новые серии — Зимние забавы (С новым годом!, Шапку долой, Новогодняя песенка)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: