Основы русского народного танца

От автора

Настоящий учебник знакомит с основами русского народного танца. Весь материал в книге делится на две части. В первой части рассматриваются основные виды русского народного танца, их систематизация, форма построения и различная манера исполнения. Во второй — разбираются основные элементы русского народного танца, описывается методика и дается характер их исполнения.

Материал, помещенный в учебнике, и его распределение соответствуют программам по русскому народному танцу, принятым в театральных институтах, институтах культуры и хореографических училищах.

Задача учебника — дать понятие об основах русского народного танца, показать многообразие его видов и различную манеру исполнения, познакомить с исполнительскими традициями русского танца, помочь избавиться от слащавой, фальшивой и грубой псевдорусской манеры исполнения, которая порой еще имеет место не только в самодеятельности, но и в профессиональных ансамблях и особенно на эстраде.

При разборе основ русского народного танца для примеров берется лишь небольшая часть хореографического наследия русского народа, поскольку настоящий учебник не ставит своей задачей дать полное и подробное описание русского народного танца во всех областях России.

Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, своеобразные музыкальные интонации, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений. Это северная часть России, средняя, или центральная, южная, северо-западная, западная, юго-западная, южное казачество, Урал и Сибирь. При разборе хороводов приводятся примеры различных манер исполнения на территории от Архангельска до Курска, то есть на тех русских землях, где веками складывалась и развивалась культура русского народа, рождались песни, хороводы, пляски, создавались костюмы. Сюда входят северная, центральная, юго-западная и южная зоны России.

При р-азборе плясок и основных элементов русского танца география расширяется, и примеры плясок и отдельных движений, их характер и различные варианты, бытующие в народе, приводятся почти по всем зонам.

Разучивание хороводов, плясок и отдельных движений должно идти в сопровождении лучших образцов народной песни и танцевальной музыки, в том числе и современной русской танцевальной музыки. Музыкальное сопровождение уроков должно воспитывать у учащихся вкус и знакомить их с лучшими произведениями. Большую помощь при выборе музыкального сопровождения уроков может оказать «Хрестоматия русского народного танца»[1].

В учебнике помещены фотографии хороводов, плясок и нотные примеры, взятые в основном из учебного фильма «Основные виды русского народного танца» (авторы сценария — Б. Альтшулер и А. Климов, режиссеры — заслуженный деятель искусств РСФСР Б. Альтшулер, Г. Чертов, операторы — Э. Уэцкий, Л. Каплунов. Педагог-балетмейстер — народный артист РСФСР А. Климов. Главные научные консультанты — народные артисты СССР Т. Устинова и А. Ермолаев, научные консультанты — заслуженный деятель искусств РСФСР профессор А. Руднева и И. Яницкая). Фильм снят по заказу Всесоюзного методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР в 1970 г. студией «Центрнаучфильм».

В конце учебника дается список произведений, в которых описывается исполнение русских хороводов, плясок, обрядов, игрищ, обычаев. Знакомство с этими произведениями также должно помочь при изучении основ русского народного танца.

Хочется надеяться, что материал, изложенный в учебнике, поможет не только студентам и преподавателям средних и высших учебных заведений искусств в изучении и преподавании основ русского народного танца, но и принесет пользу практикам в их исполнительской и постановочной работе.

Многолетняя исполнительская деятельность в танцевальной группе Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого, преподавание в Московском хореографическом училище и Московском государственном институте культуры, многочисленные фольклорные экспедиции по всей России, создание учебных кинофильмов и обобщение теории и практики наших ведущих хореографов дали мне возможность написать этот учебник, который полностью следует взглядам и направлению моего учителя — Т. А. Устиновой, которой я и посвящаю этот труд.

Приношу глубокую благодарность моим рецензентам профессору Т. С. Ткаченко и И. П. Горбачеву, а также Г. В. Иноземцевой, Д. А. Яхнину и всем, кто помог мне своими замечаниями и добрыми советами.

Введение

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т. п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т. п.).

Русский народный танец неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер и стиль, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.

«Искусство начинается тогда, — писал в своих «Письмах без адреса» Г. В. Плеханов, — когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им под влиянием окружающей его действительности, и придает им известное образное выражение» К

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. В истории русского народа можно выделить,— правда, весьма условно,— несколько периодов и проследить по ним состояние народного танца.

Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен (IV—VI вв. н.э.), существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую по их понятиям из множества ¦ могучих существ, богов и духов. Эти обряды сопровождались хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями. Славяне так неистово веселились и увлекались исполнением плясок, хороводов, игр, что иной раз подвергались в эти моменты внезапным нападениям врагов.

О таком случае нападения греков на славян, относящемся к VI в., пишет крупнейший византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский в книге «История войн».

Но славяне на игрищах не только веселились и совершали обряды, но и добывали себе жен. Об этих древнейших игрищах и

Основы русского народного танца

Рис. 1. Литые серебряные фигурки мужчин-плясунов. Из клада с. Мартыновки. VI в

обычаях славянских племен радимичей, вятичей и северян свидетельствует летопись: «…и бради не бываху в них, но игрища межю селы схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовь- ская песни и ту умыкаху жены собе…» [2].

Древние славяне занимались земледелием, охотой, они были мирными гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложил отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам; семик — праздник, связанный с весенними земледельческими работами — посевом; обжинки, спожинки — окончание жатвы, сбор урожая; осенины — проводы лета и встреча осени; коляда — зимний праздник; радуница, русалии — зимне-летние праздники в память об умерших, или поминовение умерших; ярилин день — праздник солнца — Ярилы; таусень — Новый год, и др.

То, что танец играл большую роль в языческих обрядах славянских племен и занимал ведущее место на древних игрищах, мы узнаем не только из летописей, но и из древнейших памятников изобразительного искусства. В селе Мартыновке на Киевщине, например, в одном из кладов (относящемся к VI в.) было найдено несколько литых серебряных фигурок пляшущих мужчин. Каждый из них стоит в позе, запечатлевшей исполнение плясового движения типа полуприсядки.

Переход общинной земли в собственность отдельных лиц, развитие торговли, возникновение новых городов повлекло за собой расслоение общества на классы. В VIII—IX вв. из многочисленных восточнославянских племен начинает складываться первое феодальное древнерусское государство во главе с Киевом — Киевская Русь.

Славянские племена, объединившиеся в единое государство, хотя и жили в различных географических и климатических условиях, имели единую языковую общность и общие для славян черты характера: «свободолюбие, неукротимость воли, миролюбие, страстное тяготение к искусствам, гостеприимство и веселость нрава» 1. Многие из этих национальных черт особенно заметно проявлялись в хороводах, плясках и играх. Возникшее древнерусское государство сыграло большую роль в образовании русской народности, в развитии ее культуры и искусства.

Введение на Руси в конце X в. христианства повлекло за собой изменение в идеологической и культурной жизни государства, отразилось на жизненном укладе русского человека. «…Суровая реформа наложила на духовный мир русского человека тяжелую печать аскетизма и создала между церковными догмами и человеческой совестью атмосферу непримиримости»2.

Христианство медленно распространялось по Руси, встречая большое сопротивление со стороны простого люда. Церковь старалась распространить свое влияние на быт русского человека, на его жизненный уклад. Она вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями, складывавшимися веками. Языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, хороводы, пляски осуждались и преследовались церковью, они были объявлены «сатанинским прельщением». Но, понимая, насколько сильны традиции и привычки в жизни русского человека, церковь не только боролась, но и была вынуждена приспосабливаться. Она сближала христианские праздники с языческими, давала имена христианских святых языческим божествам. Так, Перун-громовержец превратился в Илью-пророка, божество Белее в святого Власия и т. д.

Введение христианства в качестве официальной государственной религии способствовало укреплению связей с Византией, являвшейся в то время одним из крупнейших культурных центров, позволило ближе узнать ее культуру. Но это сближение отнюдь не

Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. М., «Искусство», Ш4, с. 25.

Там же, с. 8.

означало простого подражания или копирования, новое органически сочеталось с национальными традициями славян. Так, церковные мелодичные одноголосные песнопения, которыми было богато христианское богослужение, выходя за пределы храмов, перерабатывались в национальном духе, обогащались, и на их основе в народе возникали новые, уже двухголосные и многоголосные песни, исполнявшиеся на игрищах, сопровождавшие хороводы, пляски и игры.

В игрища включаются и некоторые христианские обряды. Это повлекло за собой также изменение характера жеста в танце, стали появляться новые танцевальные движения. В этот период некоторые из языческих обрядов отмирают, другие же, потеряв свое первоначальное значение, переходят в игры.

Основы русского народного танца

Рис. 2. Закликание весны Игрище. Реконструкция Н. Ткаченко

X—XI вв.— период яркого расцвета древнерусского феодального государства, его культуры, искусства. Наряду с Киевом подъем культуры характерен для многих древнерусских удельных городов-княжеств: Новгорода, Владимира, Суздаля, Ростова Великого и многих других. Идет бурный рост городов, строятся белокаменные церкви, соборы, здания.

Для этого периода характерен и большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен, являвшихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в летописях, устном народном творчестве — былинах, сказках, а также в рисунках и фресках.

В новгородской былине «О Соловье Будимировиче» дается описание веселья дружины, сопровождающееся плясками и песнями:

… Тут-то в терему скачут, пляшут, Песни поют, в гусли наигрывают, Тут-то млад Соловей Будимирович Со своей дружинушкой хороброей.

Фреска южной башни киевского Софийского собора воспроизводит сцены представления скоморохов. Мы видим характерные для русской пляски движения и музыкальные инструменты того времени. Изображения относятся к XI в., когда на Руси распространилось скоморошество. «В условиях феодального государства Киевской Руси деятельность скоморохов, уходившая корнями в народную культуру родового строя, выражала настроения низов

Основы русского народного танца

Рис. 3. Представление скоморохов. Фреска южной башни Софийского собора в Киеве. XI в.

феодального общества, то есть широких народных масс»[3]. Для своих представлений скоморохи многое брали из того, что создавалось в народе, их репертуар был богат и разнообразен, как и само творчество народа. Скоморохи были плясунами, музыкантами, песенниками, игрецами, гудошниками, актерами. Переходя с одного места на другое, они всегда были непосредственными участниками различных праздников. Принимая участие в игрищах, давая представления для народа или на княжеских пирах, скоморохи не только популяризировали и совершенствовали созданное народом, но и сочиняли новые песни, игры, хороводы, пляски, прививали любовь к русскому народному танцу. Они несли в себе неистощимый заряд веселья, остроумия, энергии, часто высмеивали представителей власти и духовенства, зарождали в народе вольнолюбивые мысли.

Но «жизнеутверждающее и радостное творчество скоморохов, «веселых людей», как называют их былины, было враждебно церковной идеологии, утверждавшей изначальную греховность человека и призванной воспитывать народ «в страхе божием», в духе сурового аскетизма, рабского смирения и покорности перед церковью и властями» \ и церковь начинает преследование скоморохов.

Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца. По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли новые отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение. «Всяк спляшет, да не как скоморох», — говорили в народе. Невозможно переоценить роль скоморохов в развитии и популяризации народного танца в России.

Основы русского народного танца

Рис. 4. Ручной браслет с изображением скоморохов. Серебро.

Старая Рязань. XII в.

Монголо-татарское иго, продолжавшееся свыше двухсот лет, прервало полнокровную жизнь Руси и задержало развитие русской культуры. Почти вся русская земля оказалась захваченной полчищами монголо-татар. Многие национальные ценности были уничтожены, но русский народ не был покорен. В эти тяжелейшие времена русский народ сохранил свою культуру, искусство, свою самобытность, традиции, свое народное творчество, многочисленные яркие и красочные хороводы, пляски, песни, игры, настолько глубоко это было заложено в душе и характере каждого русского человека.

В конце XV в. русская земля окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Это важное событие в истории русского народа вызвало мощный подъем культуры и национальной гордости русского человека. К началу XVI в. русские земли-княжества объединились в единое централизованное государство во главе с новым политическим и экономическим центром — Москвой, ставшей также и центром притяжения лучших культурных сил государства. Впервые в истории Руси великого князя Ивана III назвали «государь всея Руси».

С распадом Византийской империи главенствующая роль в христианском мире перешла к Москве, ставшей преемницей Византии. На печати Ивана III был выгравирован двуглавый орел — герб Византии. Его женитьба на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, также сыграла свою роль. Ивана III назвали царем, как называли на Руси и византийских импе-

Основы русского народного танца

Рис. 5. Игрище вятичей. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XIII в.

раторов. «Изумленная Европа,— писал Маркс,— в начале царствования Ивана едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства…»[4].

Русское государство выходило на широкую дорогу экономических и политических отношений с западными странами, сохраняя свою самостоятельность и достоинство. Был осуществлен ряд реформ’— земельная, военная, административная, учреждены постоянные органы управления — приказы, составлен судебник, вводивший на всей территории государства единый порядок суда и управления. Укрепление русского национального государства благотворно сказывалось на развитии культуры и искусства русского народа. К XV—XVI вв. относятся сочинения Максима Грека и фрески величайшего живописца Древней Руси Андрея Рублева, строительство Московского Кремля; псковские мастера прославляют себя постройкой каменных зданий, а северные древоделы, или рубленики (плотники. — А. К.), возводят без единого гвоздя изумительные по красоте и форме церкви и хоромы.

Церковь, ослабившая в годы монголо-татарского ига свою борьбу и преследование скоморохов, вновь берется за искоренение живущих в народе остатков язычества. Начинается новое гонение на скоморохов, которых ставят в один ряд с колдунами и гадалками.

В 1551 г. церковный собор утверждает постановления, изложенные в виде ответов на вопросы царя Ивана Грозного,— «Стоглав» (названный так по количеству глав, имеющихся в кодексе). В «Стоглаве» наряду с главами, касающимися различных церков-

Основы русского народного танца

Ряс. б. Бродячие скоморохи иа Ладоге. Рисунок из книги А. Олеария. XVII в.

иых и светских правил, ряд глав резко осуждает и запрещает игры, обряды, пляски, хороводы, песни и вообще веселые развлечения, связывая все это с пережитками языческих верований и обычаев. «О Иванове дни и мужи, и жены, и девицы на нощное пле- щевание и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на пляса- нье и скаканье, и на многие богомерзкие дела, не сходилися бы, и таковых древних бесований елинских не творили» 1. «Стоглав» запрещал скоморохам появляться около церквей и участвовать в свадьбах.

Другим документом того же периода, одобренным церковью и дополнившим «Стоглав», явился «Домострой» — свод правил, устанавливавший не только строгие нормы поведения в семейной жизни, но и резко осуждавший скоморохов, народные увеселения, хороводы, пляски и т. д. «Стоглав» и «Домострой», осуждая всякие традиционные народные увеселения и объявляя скоморохов

1 Стоглав. Спб., 1863, с. 141.

и их искусство «дьявольским угодьем», грозили муками ада и отлучением от церкви всем тем, кто принимал участие в плясках, хороводах, играх, исполнял песни и играл на различных музыкальных инструментах. «Домострой» ставил в один ряд блуд и плясание, срамословие и песни. Но никакие проклятия, угрозы и преследования церковников не могли убить в народе вечной тяги к веселью, хороводам, пляскам, играм, песням, к общению друг с другом, не могли заставить отказаться от древних обычаев и обрядов, прочно вошедших в быт русского человека. Скоморохи, несмотря на все запреты и преследования, продолжали являться участниками народных гуляний и игрищ.

Архимандрит Кашинский жаловался в письме к царю: «В твоем государеве богоспасаемом граде Кашине в понедельник первыя недели великого поста чинитца великое безчиние и беззаконие: веселие с медведи и с бубны, и с сурнами, и со всякими бесовскими играми с иных городов торговые люди и веселые (скоморохи.— А. К.) приезжают на тот великий день…»[5]. И хотя царь послал свою грамоту в Кашин воеводе, чтобы тот «веселых людей» наказывал, все равно скоморохи продолжали посещать торговый Кашин.

Одни скоморохи, скитаясь по русской земле, объединялись в «ватаги», другие селились целыми селами, третьи оседали в городских слободах и посадах, где усиливался интерес к их искусству. Хотя и «Стоглав» и «Домострой» резко осуждали скоморохов, Иван Грозный в то же время выписывал из Новгорода и Пскова «ватаги» скоморохов для «царской потехи». Часто в своих интересах он вовлекал скоморохов и в политическую борьбу с церковной знатью и боярством.

В течение долгого времени московских государей обслуживал многочисленный штат скоморохов — «потешников»: шутов, плясунов, певцов, музыкантов, приписанных к Потешному чулану, впоследствии — Потешной палате.

Начало и середина XVII в. были трудными для Руси. Внутренние политические неурядицы, борьба против иностранных нашествий, раскол русской церкви, большие социальные потрясения, народные войны и восстания, связанные с именами Степана Разина и Ивана Болотникова, привели к усилению классовой борьбы. Резко ухудшилась жизнь народных масс. Желание правящих классов не отставать от Европы, вводить иностранные «новшества» вызвало большой наплыв иностранцев. Все эти события отри? цательно сказались на народном творчестве. Тяжелым этот период был и для русского танца.

Позиция церкви, стремившейся искоренить в народе всяческие остатки язычества, полностью смыкалась с отрицательным отношением к народному искусству со стороны светской, государственной власти. Скоморохи, в массе своей бывшие близкими к народу,

1 Цит. по ки.: Герчук Ю., Домшлак М. Художественные памятники Верхней Волги. М., «Искусство», 1976, с. 46.

поддерживали его, являясь выразителями настроения, особенно в годы народных восстаний, зачастую выступая против князей, бояр, купцов и церкви.

«У нас до начала XVII века тоже были,— писал М. Горький,— свои «лицедеи»—скоморохи, свои мейстерзингеры — «калики перехожие», они разносили по всей стране «лицедейства» и песни о событиях «великой смуты», об «Иванушке Болотникове», о боях, победах и о гибели Степана Разина»

Естественно, скоморохов нельзя было назвать надежными слугами царя и бояр, и царская власть не могла этого не почувство-

Основы русского народного танца

Рис. 7. Мужская пляска в окружении женского хоровода. Олеография

вать. К XVII в. усиливается влияние церкви, и под ее давлением правительство издает указы о преследовании скоморохов. Самое жестокое гонение на бродячих скоморохов происходит при царе Алексее Михайловиче. В 1648 г. в изданной им грамоте запрещалось «всякое мятежное бесовское действие, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми…»2. Но никакие царские указы и грамоты, запрещавшие искусство скоморохов и приказывавшие изгонять их и бить батогами, а инструменты их ломать и жечь, не смогли заставить скоморохов отказаться от своего ремесла. Они уходили на Север и в глухие леса Брянщины, где и по сей день живы традиции старинного скоморошьего песенно- танцевалького и театрального творчества.

С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра I, чьи многочисленные внутренние реформы и блестящие военные победы завершили процесс формирования русского государства. Петр принял титул императора всероссийского.

Он создал новое государство — Российскую империю, пришедшую на смену старой боярской Руси. Реформы Петра коснулись всех сторон русской действительности, внося резкие изменения в культурную и общественную жизнь России. Петр укрепил государственную власть, которая стала важной двигательной силой, проникающей во все области жизни, создал регулярную армию и флот, подчинил церковь государству, открыл общедоступ-

Основы русского народного танца

Рис. 8. Развлечения на Руся

ный публичный театр, учредил Академию наук. Еще больше расширяются и укрепляются торговые и культурные связи с государствами Западной Европы. «Россия вошла в Европу, — как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек» Петр твердо и решительно насаждал новые порядки и обычаи, резко менял патриархальный быт, закрепленный «Домостроем», боролся с косностью бояр. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем. В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский — типа полонеза, английский — англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и др. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, торговцы, военные и многочисленные заграничные мастера, жившие в России.

Указами Петра устанавливаются правила поведения не только на торжественных приемах и ассамблеях, но и на семейных праздниках и свадьбах. Эти правила, состоящие из шестидесяти трех параграфов, напечатали в специальном руководстве под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В правилах говорилось и о поведении во время танцев. Так, один из параграфов поучал: «Непристойно на свадьбе в сапо-

Основы русского народного танца

Рис. 9. Празднование Ивана К.упалы

гах и острогах (шпорах.—А. К-) быть и тако танцевать: для того что тем одежду дерут у женского полу, и великий звон причиняют острогами» [6].

Одной из самых главных забот придворной знати и зажиточных городских кругов сделалось освоение всех правил придворного этикета и изучение новых европейских танцев. Пренебрежительное отношение правящих кругов к народному творчеству, в частности к русскому народному танцу, привело к тому, что в XVIII в. этот танец постепенно стал вытесняться из больших городов.

Именно к этому периоду истории России относятся такие строки В. Г. Белинского: «Простите и вы, заунывные русские песни, и ты, благородная и грациозная пляска: не ворковать уж нашим красавицам голубками, не заливаться соловьем, не плавать по полу павами!»[7] Позже, при преемниках Петра, отношение к иностранцам и ко всему европейскому приняло более уродливые, антинародные формы. Преклонение перед западными порядками и обычаями, а порой и слепое подражание им становится основой политики правящего класса, оно еще более усиливается в XIX в. Придворная знать и зажиточные городские круги стыдятся русской национальной пляски, считая ее «мужицкой», «деревенской», не заслуживающей внимания.

Высшее сословие вспоминало о русском народном танце лишь тогда, когда устраивали маскарады и праздники, однако русский танец на этих торжествах был вовсе не похож на те изумительные красочные пляски и хороводы, которые жили и развивались в народе, вызывая восхищение и радость каждого русского человека, любящего и уважающего свой народ, свое самобытное национальное искусство.

Передовые русские писатели, поэты, критики, ученые-исследователи относились к русскому народному танцу, как и ко всему творчеству русского народа, с пристальным вниманием и с большим уважением. В своих произведениях, исследованиях и выступлениях они отстаивали чистоту русского народного танца, считая танцевальное искусство частью общенациональной культуры, и критически подходили ко всяким искажениям подлинно народных традиций. Они выступали против стилизации русского народного танца, сусального изображения крестьян, против официальной «на-, родности», против насильственного внедрения чужеземных обычаев. Так, Белинский, подчеркивая могучую, самобытную и глубоко национальную жизнь русского народа, гордящегося своими обычаями, которые стали рушить и заменять иноземными, пишет: «Они (обычаи.’—А, К-) составляют физиономию народа, и без них народ есть образ без лица, мечта, небывалая и несбыточная. Народ крепко дорожит обычаями, как своим священнейшим достоянием, и посягательство на внезапную и решительную реформу оных без своего согласия почитает посягательством на свое бытие» J.

Передовые ученые и исследователи русской жизни XVIII и XIX вв., не желавшие отрицать русскую национальную самостоятельность, такие, как И. Забелин, Н. Карамзин, В. Михневич, С. Соловьев, И. Сахаров, И. Снегирев, А. Терещенко, А. Фамин- цын, Я. Штелин, П. Шейн и многие другие, стремились не только к более глубокому познанию народного творчества, но и к его оценке.

Член Российской Академии наук Якоб Штелин в XVIII в., подчеркивая самобытность русского деревенского танца, писал, что «с остальными европейскими народными или деревенскими танцами он ничего общего не имеет» 2.

В произведениях Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, И. С.Тургенева, А. П. Чехова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. М. Горь-

Белинский В. Г. Поли. собр. соч. в 13-ти т., т. 1. с. 36.

Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л., «Тритон», 1935, с. 148.

кого и многих других есть блестящие, с любовью написанные страницы, посвященные русскому танцу. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» писал о красочном хороводе тверских крестьянок, исполнявших песню «Во поле береза стояла». Державин оставил восторженное стихотворение, воссоздающее картину девичьей пляски:

Зрел ли ты, певец тииский, Как в лугу весной бычка Пляшут девушки российски Под свирелью пастушка? Как, склонясь главами, ходят, Башмачками в лад стучат, Тихо руки, взор поводят И плечами говорят?[8]

Пушкин в своей статье, посвященной крупнейшей трагической актрисе его времени Е. Семеновой, отмечает известную балерину Евгению Колосову, лучшую исполнительницу русских народных танцев. А как значительны и современны слова Гоголя, посвященные описанию русских и других народных танцев! «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец не так, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий…»[9].

Описание русского народного танца исследователями, писателями, поэтами убедительно дополняют многочисленные картины, гравюры, лубки и литографии этого периода, запечатлевшие исполнение хороводов, плясок, переплясов и игровых сцен в ярких, красочных народных костюмах.

Русское государство в XIX в. проходит сложный процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, частые войны — все это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме.

Тысяча девятьсот семнадцатый год стал историческим рубежом в многовековой истории России. Началась новая эпоха в жизни русского государства и русского народа. В первые годы после Октябрьской революции среди деятелей культуры и искусства находились и такие, которые призывали к отказу от богатого культурного наследия русского народа, от сложившихся веками традиций в народном творчестве, как враждебных новой, пролетарской эре.

Политика большевистской партии в области культуры и искусства с первых же дней революции была направлена на сохранение и освоение культуры прошлого для строительства новой, социалистической культуры. Среди первых декретов Советской власти, подписанных В. И. Лениным, наряду с острыми, жизненно важными вопросами для молодой Страны Советов — вопросами земли, мира, хлеба — были декреты о сохранении всех «культурных сокровищ народа». В них ясно подчеркивалось, что нельзя искусственно прервать созданные веками народные традиции, для искусства это гибельно.

В. И. Ленин ставил перед современными художниками задачу не только сохранения наследия, но и дальнейшего развития его. «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества»[10], — говорил В. И. Ленин в речи на III съезде РКСМ. Надо было очень бережно подойти к художественным произведениям прошлого, взять все лучшее и развить это на новом этапе, в новых условиях, учитывая новые потребности советского человека.

Советская власть создала все условия для развития и расцвета народного творчества. Новой формой проявления народного творчества стала художественная самодеятельность масс, рожденная Октябрем. Художественная самодеятельность в нашей стране приняла необычайно широкий размах, стала организованной формой коллективного художественного творчества народа, одной из характерных черт его жизни.

Советская власть дала возможность народным массам приобщиться к культуре, открыла им широкий доступ к духовным ценностям.

В настоящее время в хореографической самодеятельности, как взрослой, так и детской, участвуют миллионы людей. Многочисленные хореографические кружки, ансамбли, танцевальные группы при хорах русской песни бережно хранят и изучают русский танцевальный фольклор. На его основе создают новые танцы, развивают народные исполнительские традиции.

Свид комбинации движений русского танца


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: