Перспективные подходы к созданию ппс.

Современные ИТ открывают большие возможности для информатизации образования. Более того, сама задача широкого внедрения ИТ в педагогический процесс может стать катализатором развития информационных технологий как таковых, поскольку последние получают возможность вторгнуться в сферы общения, человеческого самопостижения, проникнуть в тайны мышления и творчества. При разработке ППС нужно исходить из предельно возможных задач. Во-первых, потому, что высокие темпы развития информационных технологий делают бессмысленным производство заведомо несовременного ПО. Во-вторых, ради сокращения непроизводительных затрат и во избежание ненужных работ.

На сегодняшний день видятся следующие перспективные подходы в разработке ППС:

1. Генеративный. Сущность подхода состоит в том, что пользователь на основе имеющихся баз данных и знаний создает необходимые ему учебные задания, исходя из актуальных задач. Разумеется, базы данных должны обладать определенной степенью избыточности и разнообразием, чтобы обеспечивать учебный процесс на основе индивидуальных потребностей пользователя.

2. Генеративно-диагностический. Генеративно-диагностические ППС создают актуальные задания по результатам предварительной диагностики ментальных и деятельностных характеристик учащегося. Разработка такого ПО требует серьезной психолого-педагогической подготовки, обеспечения и сопровождения.

3. Поисковый (навигационный). Специфика навигационного подхода состоит в том, чтобы создать такие поисковые системы, которые бы позволяли устанавливать не просто формальные, но и смысловые связи между отдельными фрагментами информации. При этом программа, опираясь на тот или иной запрос пользователя, сама, по определенным алгоритмам будет находить то, что является актуальным для пользователя, хотя сам он этого может в полной мере и не осознавать. Разработка подобных ППС требует решения многих практических задач, прежде всего наличия, специально структурированных баз данных и знаний, систем поиска и отбора информации, основанных на разработках в области искусственного интеллекта.

4. Эвристический (риторический). Эвристический подход к разработке ППС состоит в том, что позволяет сформировать у учащихся навыки опровержения и доказательства определенных суждений; создавать темы размышлений и высказываний; изобретать тексты о различных явлениях (группах явлений), процессах (группах процессов), понятиях (группах понятий). В общем виде эвристики представляют собой группы специально организованных вопросов, отвечая на которые учащиеся приобретают навыки риторического поведения.

5. Экспертный (экспертно-корректирующий). Особенность экспертного подхода состоит в том, что по мере продвижения учащегося в поле знаний, ППС делают заключения о характере умственных действий ученика, его способностях, наличных знаниях и опыте и т.п. И предлагают ученику рекомендации и/или ставят перед необходимостью совершения конкретных практических или мыслительных действий, актуальных для решения тех или иных образовательных задач, не только обучающих, но и воспитывающих. Программы такого типа позволяют напрямую обращаться к личному опыту учащихся. С помощью таких ППС может осуществляться рационализация и знаково-символическое оформление иррациональной и эмоционально-чувственной сфер у учащихся.

6. Программы воспитания и развития. Образовательные программы могут использоваться не только для поддержки и осуществления процесса обучения, понимаемого как сугубо когнитивный, но и для развития иных областей психической сферы учащихся: психологической поддержки, коррекции и даже психотерапии. Использование подобного ПО призвано решать несколько задач:

§ снятие личностных психологических проблем учащихся;

§ развитие тех или иных их способностей;

§ осуществление контроля и дозирования развития тех или иных психических процессов и функций.

7. Психологические тренажеры и симуляторы. К области образовательного программного обучения могут быть отнесены и психологические тренажеры, призванные осуществлять развитие тех или иных психических процессов, например широты поля зрения, цвето-восприятия, звуко-различения, глазомера, внимания, анализа и синтеза и т.п.

8. Программы эстетического творчества. К данному типу программ могут быть отнесены учебные и стандартные графические и музыкальные редакторы, учебные мультипликационные студии. Наиболее целесообразно использовать такие программы в организации интегрированного обучения, когда, к примеру, работая с анимационной студией, учащиеся пишут сценарий мультфильма, рисуют, режиссируют, монтируют, озвучивают его. В процессе подобной деятельности школьникам приходится одновременно решать множество прикладных задач из разных областей знаний.

Критерии разработки ППС

  • Необходимо различать ППС, ориентированные на задачи как традиционного, так и альтернативного образования.
  • В идеале обучающее ПО должно совмещать в себе возможности альтернативного и традиционного обучения.
  • ППС должно охватывать программу официального курса обучения и предоставлять учащимся возможность работать с ним по сценариям, приближенным к обычному традиционному обучению.
  • ППС может использоваться для организации обучения как систематического, так и эпизодического.
  • ППС должно совмещать в себе обучающую, контролирующую и поисковую функции.
  • ППС должно использоваться на аудиторных, вне аудиторных занятиях и при самостоятельной работе (самообразование).
  • ППС должно существенно превосходить по объему содержание официальных учебников, дабы удовлетворять более широким познавательным потребностям пользователей.
  • ППС должно содержать описание одного и того же учебного материала либо на нескольких разных уровнях, либо разными способами (многоуровневое и многокомпонентное знание).
  • ППС может настраиваться по желанию учителя, ученика или родителя сообразно актуальным задачам обучения или самообразования.
  • Дидактическое наполнение ППС может использоваться в некомпьютерной форме обучения, для чего программа должна снабжаться системой печати.
  • Программа должна вести учет работы каждого ученика и давать рекомендации по оптимальной организации его работы в той или иной области знают.
  • ППС, которое используется в условиях массового обучения, должно иметь программные модули, предназначенные для сбора и обработки необходимой информации руководством учебных заведений и специалистами системы управления образованием.

«Общее место. Новые подходы к созданию общественных пространств»


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: