Психологическая ситуация

Лекция 12. Социально-когнитивное направление: Джулиан Роттер.

Биография, Факторы прогноза поведения: потенциал поведения, ожидание, психологическая ситуация, ценность подкрепления. Основная формула прогноза поведения. Потребности. Компоненты потребности. Общая формула прогноза поведения. Локус контроля: экстернальность – интернальность.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

В теории Дж. Роттера. подчеркивается значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения личности в контексте социальных ситуаций и делается попытка объяснить, как люди научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения. Для предсказания поведения людей нужно принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности. Поведение человека целенаправленно, то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым целям. Поведение человека определяется ожиданием, что данное действие приведет, в конечном итоге, к будущим подкреплениям. Интеграция концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории — уникальное свойство системы Д.Роттера. Эмпирические выводы и методический инструментарий, разработанный автором, активно и плодотворно используется в экспериментальных исследованиях личности.

Психологическая ситуация

«Это теория социального научения, потому что она подчеркивает тот факт, что главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в посредничестве с другими людьми» (Д.Роттер)

Биография

Джулиан Бернард Роттер родился 22 октября 1916 года, в Нью-Йорке. Он поступил в Бруклинский колледж, выбрав основным предметом химию, а психологией занимался факультативно. Д.Роттер посещал лекции А.Адлера, присутствовал на нескольких клинических демонстрациях и лично познакомился с А.Адлером, который пригласил его участвовать в собраниях Общества Индивидуальной психологии. В 1937 году Д.Роттер закончил Бруклинский колледж, прослушав там больше курсов по психологии, чем по химии, и, затем поступил в университет штата Айова, где в 1938 году получил степень магистра. Стажировку по клинической психологии Д.Роттер проходил в государственной больнице Уорчестера, штат Массачусетс, где и встретил свою будущую жену Клару Барнс. Затем Роттер поступил в университет штата Индиана и в 1941 году получил там степень доктора клинической психологии. В 1941 году Д. Роттер занял вакансию клинического психолога в государственной больнице города Норвич, штат Коннектикут, где в его обязанности входили занятия со стажерами и ассистентами из университета штата Коннектикут и Веслианского университета. В 1942 году Д.Роттера призвали в армию, и он провел три года в качестве военного психолога. В 1963 году занял вакансию директора программы по обучению клинической психологии в университете штата Коннектикут. В этой должности он и продолжал работать до своего ухода в отставку в возрасте 70 лет. 1988 году он получил престижную награду АПА «За выдающийся вклад в науку», а в 1989-м — награду Совета директоров программ клинической психологии университетов «За выдающийся вклад в клиническую подготовку».

Факторы прогноза поведения

Д. Роттер большое внимание уделял прогнозу поведения человека в сложных социальных ситуациях. Для того, чтобы его сделать, нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных:

O потенциал поведения

O ожидание

O ценность подкрепления

O психологическая ситуация

Потенциал поведения

Психологическая ситуация Под этим термином понимается вероятность данного поведения, «встречающегося в какой — то ситуации или ситуациях в связи с каким — то одним подкреплением или подкреплениями» (Роттер).

Для Д.Роттера поведение –это все виды человеческой активности в ответ на ситуацию, которые можно обнаружить и измерить: крик, надутый вид, плач, смех, драка, планирование, анализ, обучение, логическое обоснование или промедление и т.п. Поведение состоит «из моторных акций, познания, вербального поведения, невербально выраженного поведения, эмоциональных реакций и так далее» (Д.Роттер) Поведенческий потенциал включает пять потенциальных техник существования:

1. Поведенческие реакции, направленные на достижение успеха и служащие основанием социального признания;

2. Поведенческие реакции приспособления, адаптации, которые используются как техники согласования с требованиями других людей, обществ, норм и т. д.;

3. Защитные поведенческие реакции, используемые в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (напр., такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. д.);

4. Техники избегания – поведенческие реакции, направленные на выход из поля напряжения, уход, бегство, отдых и т. п.;

5. Агрессивные поведенческие реакции – это может быть и физическая агрессия, и символические формы агрессии типа иронии, насмешки, интриг и др.

Д. Ротгер полагал, что люди всегда стремятся максимизировать поощрение и минимизировать или избежать наказания. Цель определяет направление поведения человека в поисках удовлетворения основных потребностей, которые обусловливают набор различных типов поведения, включающих, в свою очередь, различные наборы подкреплений.

Ожидание

Ожидание – этосубъективная вероятностьтого, что в результате поведения будет иметь место определенное подкрепление. Если в прошлом человек, за какое- либо поведение в данной ситуации получал подкрепление, он будет далее повторять это поведение. Когда он оказывается в какой-то ситуации впервые, его ожидания относительно подкреплений будут основаны на его прошлом опыте в похожих ситуациях. Ожидание субъективно и не обязательно должно соответствовать реальности. Для более точного прогноза поведения человека следует использовать его собственную субъективную оценку успеха и неудачи, а не на оценку кого-то другого. Поэтому ожидание может приводить к постоянным формам поведения, независимо от времени и ситуаций.

Психологическая ситуация

Специфические ожидания отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения в других ситуациях.

Генерализованные ожидания, отражают опыт различных ситуаций, они применимы к прогнозу поведения. Стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет стабильность и единство личности. Примером является интернально — экстернальный локус контроля.

Психологическая ситуация

Психологическая ситуация рассматривается с точки зрения индивидуума.Социальные ситуации таковы как их воспринимает человек, независимо от странности его трактовки для других людей. Особо важным является роль ситуационного контекста и его влияние на поведение человека.

Ценность подкрепления

Д. Роттер определяет «ценность подкрепления» как степень, с которой личность при равной вероятности получения подкрепления предпочитает одно подкрепление другому. На поведение человека влияет ценность ожидаемого подкрепления. Разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то – материальные ценности или более чувствителен к наказанию и др. Существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в личностных предпочтениях одного подкрепления другому. Ценность подкрепления основана на опыте личности и может меняться с течением времени и от ситуации к ситуации. При этом ценность подкрепления не зависит от ожидания. Она связана с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами.

Вопросы для самопроверки:

1.Алиса всегда хорошо проводила время на вечеринках, посвященных встречам одноклассников, и опять согласилась принять приглашение на очередную встречу. О каком факторе прогноза поведения идет речь?

а) потенциал поведения

б) ожидание подкрепления

в) ценность подкрепления

г) психологическая ситуация

Ответ: б) ожидание подкрепления. Величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100 (от 0 % до 100 %) и основана на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации.

2. Алиса ушла с лекции и идет по направлению к галантерейному магазину: она может пройти мимо, не заметив магазина; активно игнорировать его; зайти купить губную помаду; осмотреть; войти и ограбить кассира. Вероятность некоторых видов поведения будет приближаться к нулю, другие будут очень вероятны. О каком факторе прогноза поведения идет речь?

а) потенциал поведения

б) ожидание подкрепления

в) ценность подкрепления

г) психологическая ситуация

Ответ: а) потенциал поведения.

3. Алиса не замужем, она очень хочет найти спутника жизни, потому что все ее подружки уже нашли себе супругов.

а) потенциал поведения

б) ожидание подкрепления

в) ценность подкрепления

г) психологическая ситуация

Ответ: г) психологическая ситуация

Сложнейшая психологическая ситуация


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: