Развитие активной речи детей третьего года жизни через использование дидактических игр

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Выявление уровня развития активной речи детей

Третьего года жизни

Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей 3-го года жизни проводилась на базе МКДОУ детский сад № 4, п.г.т Нагорск. В детском саду работает 4 группы: 1 группа раннего возраста, 1 группа младшего возраста, 1 группа среднего возраста, 1 группа старшего возраста, детский сад работает по программе «От рождения до школы».

Цель опытно-экспериментальной работы: способствовать развитию активной речи у детей 3-го года жизни. В детском саду, на базе которого проводилась опытно — экспериментальная работа, созданы хорошие условия для развития активной речи детей. Создана благоприятная речевая среда: много развивающих игрушек, пособий, дидактических игр направленных на речевое развитие, книг. С детьми проводится регулярная работа по развитию речи: занятия, игры. Поведение детей организованное, дети активные, проявляют интерес к занятиям и дидактическим играм. Таким образом, условия для проведения опытно — экспериментальной работы созданы. Данная работа проводится в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития активной речи детей 3-го года жизни. Проведение диагностики важно для определения эффективности работы в данном направлении. В эксперименте участвовало 10 детей.

Для определения уровня активной речи детей третьего года жизни мы подобрали 2 диагностики. 1 диагностика, предложенная Галигузовой Л.Н, Смирновой Е.О.

В результате проведения 1 ситуации «Общение с взрослым» выявляли активность детей в общении:

— Соня, Катя, Элина: активны и инициативны в общении вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь (много раз подходили ко мне, говорили различные слова и предложения «Тётя, это кукла», «Тётя пошли со мной», «Почитай мне книжку», «Пошли поиграем», «Мяч, кубик, куколка» все общение было выстроено словами, они набрали наибольшее количество баллов (3балла), что соответствует высокому уровню;

— Алина, Лера, Виолетта и Егор: чем активнее взрослый, тем инициативнее и активны дети. Проявляли инициативу, свою активность в общении, но их общение было однообразным, т.е говорили слова «Тётя», «Это машинка», а далее проявляли действия (брали за руку), они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню;

— Семён, Глеб, Влад: были малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривали, редко брали на себя инициативу и были не активны в общении, следовали за мной (никаких слов не говорили, только возле меня стояли, смотрели и ждали действий от меня). Они набрали наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.

В результате проведения 2 ситуации «Совместная игра со взрослым» выявляли проявление активной речи:

— Элина: охотно и с удовольствием принимала предложение поиграть вместе, средства общения у неё богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, составляя короткие, но связные предложения из 2- 3 слов. Она набрала наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню;

— Алина, Соня, Катя, Лера, Виолетта и Егор: самостоятельно произносят названия предметов и действий, которые им знакомы, составляют 2 –х словное предложение, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню;

— Глеб, Семён и Влад: практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, они набрали наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.

В результате проведения 3 ситуации «Совместное разглядывание картинок», работа была направлена также на выявление активной речи детей, и было отмечено следующее:

— Элина: самостоятельно называла на картинках все изображенные предметы и животных, правильно отвечала на задаваемые вопросы, она набрала наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

— Алина, Соня, Катя, Лера, Виолетта и Егор: они называли самостоятельно знакомых животных, отвечали на вопросы: «Это кто?», но испытывали затруднения на задаваемый вопрос: «Что делает?» требовалось моя помощь в повторении вопроса и проговаривание действий, изображенных на картинке, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню

— Глеб, Владик, Семён: необходима помощь взрослого в названии изображенных на картинке предметов, после чего повторяли слова, они набрали наименьшее количество баллов (1 балл), что соответствует низкому уровню.

На основе первой диагностики всех 3-х ситуаций был получен следующий результат: он отражен в таблице 1 (Приложение.

Таблица 1 — Уровень развития активной речи детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента.

№ п/п Имя ребенка Активная речь Общее количество баллов Уровни
1 – ая ситуация «Общение со взрослым» 2 — ая ситуация «Совместная игра со взрослым» 3 — я ситуация «Совместное разглядывание картинок»
о н с в о н с в о н с в
Алина средний
Семён низкий
Элина высокий
Егор средний
Катя средний
Соня средний
Лера средний
Глеб низкий
Виолетта средний
Влад низкий

Примечание:

О – отсутствие;

Н — низкий;

С — средний;

В — высокий

В процентном отношении уровень активной речи представлен на диаграмме:

Рисунок 1 — Уровень развития активной речи детей на этапе констатирующего эксперимента

Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели:

— высокий уровень – 10%(у Элины). Активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы;

— средний уровень – 60%(у Алины, Сони, Кати, Леры, Виолетты, Егора). Такие дети используют самостоятельно слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок;

— низкий уровень – 30%(у Семена, Глеба, Владика). Эти дети малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривает сами, но могут повторить слова за взрослым.

Для более точной проверки активной речи детей третьего года жизни мы подобрали вторую методику, разработанную О.С.Ушаковой и Е.М. Струниной, которая направлена на уровень сформированности словаря. Эта диагностика заключается в следующем. Для выявления развития словаря подобраны 2 задания: 1 игра с куклой и 2 игра с мячом.

В результате проведения 1 задания: «Игра с куклой» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:

— Элина, Соня, Катя, Лера, Егор: называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

— Алина, Виолетта, Глеб, Влад: называли ответы под номером 2, умеют понимать и слушать речь, участвует в общении, отличаются не высоким запасом словаря, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.

— Семён: называл ответы под номером 3, малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден, он набрал наименьшее количество баллов (1балл), что соответствует низкому уровню.

В результате проведения 2 задания: «Игра с мячом» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:

— Элина, Соня, Катя, Егор: называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

— Алина, Лера, Виолетта: называли ответы под номером 2, умеют понимать и слушать речь, участвует в общении, отличаются не высоким запасом словаря, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.

— Глеб, Влад, Семен: называли ответы под номером 3, малоактивены и малоразговорчивы, словарь ребенка скуден, они набрали наименьшее количество баллов (1балл), что соответствует низкому уровню.

На основе второй диагностики, 2-х заданий был получен следующий результат: он отражен в таблице 2 (Приложение

Таблица 2- Уровень развития словаря детей третьего года жизни, на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п Имя ребёнка Игра с куклой Игра с мячом Общее количество баллов Уровни
задание задание задание задание задание задание
н с в н с в н с в н с в н с в н с в
Алина средний
Семён низкий
Элина высокий
Егор высокий
Катя высокий
Соня высокий
Лера средний
Глеб низкий
Виолетта средний
Влад низкий

Примечание:

Н — низкий;

С — средний;

В – высокий.

В процентном отношении уровень развития словаря детей представлен на диаграмме:

Рисунок 2 — Уровень развития словаря детей третьего года жизни, на этапе констатирующего эксперимента

Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели:

Высокий уровень – 40% (у четырех детей, Элина, Егор, Катя и Соня) – дети активны в общении, запас словаря достаточный;

Средний уровень – 30% (у трех детей, Алина, Лера, Виолетта) – дети умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря;

Низкий уровень – 30% (у трех мальчиков Глеба, Влада, Семёна) — дети малоактивены и малоразговорчивы, словарь скуден.

По общему анализу двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе констатирующего эксперимента получили следующие уровни:

— у Эллины: активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, что соответствует высокому уровню.

— у Алины, Сони, Кати, Виолетты, Леры, Егора: характеризуются средними значениями показателей всех параметров, дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, что соответствует среднему уровню.

— у Семена, Влада, Глеба: характеризуются слабой степенью выраженности всех параметров, малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, дети малоактивны и малоразговорчивы, словарь детей скуден, что соответствуют низкому уровню.

Для более точного результата сравним 2 диагностики, результаты которые представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Общий анализ двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п Имя ребенка Названия диагностик Уровни
1 – ая диагностика активной речи 2 — ая диагностика развития словаря
Уровни Уровни
Алина средний средний средний
Семён низкий низкий низкий
Элина высокий высокий высокий
Егор средний высокий средний
Катя средний высокий средний
Соня средний высокий средний
Лера средний средний средний
Глеб низкий низкий низкий
Виолетта средний средний средний
Влад низкий низкий низкий

В основном результаты совпали, расхождения получились только у Сони, Кати, Егора, потому что они используют слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, но запас словаря достаточный.

В процентном отношении общий уровень диагностик представлен на диаграмме:

Рисунок 3 — Общий уровень диагностик на этапе констатирующего эксперимента

Таким образом, итоговые результаты констатирующего эксперимента следующие:

Высокий уровень – 10% (Элина) активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, таким образом у ребенка развита и активная речь и словарь.

Средний уровень – 60% (Алина, Егор, Лера, Виолетта, Соня, Катя) дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, у таких детей не совсем развита активная речь и словарь.

Низкий уровень – 30% (Семён, Глеб, Влад) такие дети малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, дети малоактивны и малоразговорчивы, словарь детей скуден, у таких детей не развита активная речь и словарь.

Развитие активной речи детей третьего года жизни через использование дидактических игр

Исследовав теоретические основы развития речи детей третьего года жизни, и выявив, уровень развития активной речи детей, третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что с детьми необходимо проводить дидактические игры на развитие активной речи детей. Мы подобрали дидактические игры, и содержание их было направлено на правильное воспроизведение звукоподражания, на обогащение и активизацию словаря существительными, прилагательными, глаголами и на развитие диалогической речи (умение отвечать на вопросы, рассказывание об изображение на картине, новой игрушке). План составлен со второй недели января по март, включительно. Количество дидактических игр составляет 2 раза в неделю, и мы подобрали игры с наглядным материалом, основываясь на классификацию дидактических игр: игры с наглядным материалом (игрушки, куклы, картинки), настольно – печатные игры, словесные игры, лексические упражнения. Игры с наглядным материалом выбрали, вследствие того, что вид деятельности у детей раннего возраста предметно – манипулятивный, и им необходимо сначала предмет потрогать, покрутить, то есть, совершая определенные действия с данной игрушкой, данные действия и игры с наглядным материалом, предметами (игрушки, картинки) вызывают огромной интерес у детей третьего года жизни. При подборе игрушек и картинок учитывали возраст детей и их интересы, подбирали знакомые им игрушки, картинки, чтобы им было легче понять суть игры. Форма организаций дидактических игр: групповая и индивидуальная. При групповой форме организации использовала дифференцированный подход (разные задания, с учетом потенциальных возможностей детей): для детей с низким и средним уровнем простые задания, а для детей с высоким уровнем сложные задания. Например: от детей с низким и средним уровнем требовала четкость и правильность звукоподражания, а от детей с высоким уровнем уже назвать полностью слова. Продолжительность дидактических игр составляет 7-10 минут. План составлен с учетом дидактических принципов построения дидактических игр: принцип систематичности и последовательности (каждую неделю и от простого к сложному). Принцип научности (все содержание учебного материала и применимые методы), принцип наглядности (пособия). Принцип индивидуализации (уровень развития детей), принцип прочности, принцип доступности. Также осуществлялась работа с родителями: проведение родительского собрания, анкетирование, оформление уголка, проведение консультаций, бесед по запросу в течение года и пополнение РППС дидактическими пособиями.

Для реализации поставленных целей в дидактических играх, особенное внимание направлено на соблюдение всех этапов проведения дидактических игр: подготовка к проведению дидактической игры, проведение самой игры и анализ проведенной игры, соблюдая условия и требования, предъявляемые к дидактическим играм. Они заключались в отборе игр, в соответствии с задачами; выборе места (групповая комната); определение играющих (группа, подгруппа, индивидуально); подготовка необходимого дидактического материала (картинки, игрушки, предметы). Учитывались также и требования к дидактическому материалу (яркие, красочные, крупные, доступны для понимания), в подготовке к игре самого воспитателя (осмысливание всего хода игры, своего места в игре, методы руководства игрой), ознакомлении детей с содержанием игры, материалом, показ предметов, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, подведение итогов игры, похвала.

Все дидактические игры проводились эмоционально, в игровой форме, используя демонстрационный и раздаточный материал. Каждая игра начиналась с сюрпризного момента (появление волшебного сундучка, куклы Кати, сказочных персонажей), так как этот момент собирает внимание детей, заинтересовывает и делает игру увлекательной, что так необходимо для детей третьего года жизни. При проведении игр учитывали и организацию детей: дети сидели полукругом, чтобы всем им был виден демонстрационный материал, предметы (картинки, игрушки), также хорошо видели показ действий. При проведении дидактических игр поддерживали интерес детей такими методами и приемами, как словесный (объяснение, помощь, уточнение, повторение), наглядный (показ иллюстраций, игрушек, действий), практический (выполнение детьми действий, проговаривание звукоподражаний, обогащение и активизация словаря: существительными, прилагательными, глаголами) и развитие диалогической речи (умение отвечать на вопросы и описывание картинки, игрушки).

При проведении дидактических игр, направленных на звукоподражание, такие, как: «Уложите куклу спать», «Паровоз и машина», использовали хорошо знакомый для всех детей демонстрационный и раздаточный материал. Детям давали дифференцированные задания: с низким, а именно Семену, Владу, Глебу необходимо было громко и отчетливо произнести изолированные гласные, а детям со средним уровнем, а именно, Егору, Виолетте, Алине, Кате, Соне нужно было правильно, громко воспроизвести звукоподражание, а Эллине произнести название игрушки (картинки) словом. Особенно получилось в данных играх заинтересовать детей, с помощью использования момента сюрпризности (появление куклы Кати и чудесный сундучок), использовались приемы наглядности (демонстрирование игрушек и действий с ними), поощрения, одобрения, вселяя уверенность детям, в ходе игры дети были активны и внимательны. Затруднения возникли у Семена в громком и отчетливом произношении изолированных гласных, потому что ему необходимо большее время для понимания речи взрослого и произношения звуков, поэтому была организована индивидуальная работа, и заключалась она в повторном проведении игры вечером, после чего он успешно, громко и отчетливо произнес изолированные гласные, применяемые приемы: объяснение, похвала, поощрение, одобрении и показ игровых наглядных действий с предметами и игрушками.

Такие игры, как «Курочка и цыплята», «Кто так кричит» и «Доброе утро» были направлены на звукоподражание и называние словом животного, птицы. Данные дидактические игры вызвали огромный интерес у детей, успех проведения данных игр заключался в предварительном чтении стихов про данных животных, показом педагогом звукоподражаний, демонстрирование повадок животных (жесты, мимика), применение таких приемов, как объяснение, похвала, повторное повторение правил, собственный интерес педагога игровым процессом, игра проходила живо и эмоционально. Элина самостоятельно без помощи педагога назвала словом всех животных, отвечала на простой вопрос: Это кто? Соня, Катя, Егор, Алина, Лера были увлечены процессом игры и инициативны, с радостью и четко произносили звукоподражания животных и птиц, соблюдали правила игры. Глеб и Влад также были инициативны, произносили звукоподражания, но требовалось незначительная помощь в повторном напоминании звукоподражаний, за педагогом.

Игра \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: