Реакция выбора движений по речевой инструкции

(двигательные программы)

Инструкция: «на одни стук подними руку и сразу опусти. На два стука – не

поднимай руку. Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я подниму

палец – покажи мне кулак».

Исследование познавательных процессов

Зрительно-предметное восприятие.

Зрительный гнозис

Дорисовывание до целого.

Ребенку предлагается рассмотреть картинки. Инструкция: «Что здесь нарисовано?» Выясняется, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия.

Фигуры Поппельрейтера.

Химерные изображения.

В случае если ребенок не видит подвоха, следует задать вопрос: «Это все?» Все нарисовано правильно?

Пространственный гнозис

Проба «Зеркальные буквы».

Инструкция: «Покажи, какая из букв написана правильно».

Проба «Слепые часы»

Экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается. Следует внимательно отнестись к упрочению в опыте ребенка восприятия часов именно в таком варианте.

Проба Бентона.

Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.

Соматопространственный гнозис

  • Вербальная инструкция: «Покажи правой рукой стул, левой рукой люстру».
  • Вербальная инструкция: «Раздели линией лист бумаги на две части – левую и правую. Правую сторону отметь красным крестиком, левую синим. На правой стороне листа нарисуй круги, а на левой – треугольники»
  • Вербальная инструкция: «Назови этот палец, теперь этот и т.д.»

Цветовой гнозис

  • Инструкция: «Назови цвета фигурок».
  • Инструкция: «Разложи все фигурки по цвету».
  • Самостоятельный рисунок. Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Анализируются топологические, конструктивные, стилистические особенности рисунка правой и левой рукой. Ребенку предлагается нарисовать цветок, дом, дерево, велосипед.

Слуховой гнозис

  • Восприятие ритмов. Инструкция: «Сколько раз я стучу?» (2,3,4 удара). Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?
  • Воспроизведение ритмов. Инструкция: «Постучи, как я» выполняется сначала одной рукой, затем другой по образцу (2,3,3,2,3,2 удара и т.д.)
  • Воспроизведение ритмов по речевой инструкции. «Постучи два раза, затем три. Постучи два раза сильно, три раза слабо. Повтори еще один раз то же самое. Постучи три раза сильно и один слабо. Повтори то же самое».

Исследование памяти

Зрительно-предметная память

Шесть фигур. Перед ребенком на 10-15 секунд выкладывается набор из шести фигур. Инструкция: «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее». Затем эталон убирается и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После этого закрывается и эталон, и то, что он рисовал в первый раз; ребенок рисует все заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с 3 раза. Прочность сохранения информации исследуется через 20-25 минут без дополнительного предъявления эталона. Инструкция: «Помнишь, мы запоминали с тобой фигурки? Нарисуй их еще раз. Нормативом считаются две ошибки (забывание фигур, утрата их порядка, неверное изображение).

Сюжетная картинка «Лето».

Перед ребенком кладется картинка на 20 секунд. Инструкция: «рассмотри картинку внимательно и постарайся запомнить ее». После чего эталон убирается и ребенку задаются вопросы: Какое время года на картинке? Сколько человек там? Что происходит здесь (указывается левый нижний угол)? Какие животные и растения есть на картинке? и т.п.

Прочность сохранения информации исследуется через 20-25 минут. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги. Инструкция: «Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй ее; можно схематически, можно просто ставить крестики и очертить границы той или иной фигуры или фрагмента.

Слухоречевая память

«Две группы по три слова»

Инструкция: «Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет. «Повтори еще

Слова: ночь, игла, пирог. Ребенок повторяет. Затем экспериментатор спрашивает:

Какие слова были в первой группе? Какие слова были во второй группе? Ребенок

отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задают вопрос:

«какие вообще были слова? При неполноценном выполнении задания оно

воспроизводится до 4 раз.

«Шесть слов».

Инструкция: «Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в

том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенок

повторяет. При неудачном воспроизведении слова повторяются до 4 раз. После

этого проводится гетерогенная интерференция (3 – 5 минут). Таковой может

служить счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение. Далее

экспериментатор спрашивает: «Какие слова ты запомнил?». Ребенок отвечает.

Нормативным является воспроизведение полное с третьего раза.

Рассказ. Инструкция: «Слушай короткий рассказ и постарайся пересказать его

как можно точнее» (Л.Толстой «Галка и голуби»).

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Обелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби узнали ее и выгнали. Тогда она вернулась в своим. Но ее тоже не признали и выгнали.

Исследование внимания

Таблица Шульта.

Инструкция: «Найди цифры от 1 до 15. найди красные цифры от 1 до 15.

Таблица Анфилова-Крепилина.

Инструкция: «Вычеркивай во всех строках только букву А. Затем только буквы Е и И»

Курс по обучению мозжечковой стимуляции


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: