Фольклор – это мировоззрение определённого народа, его нравственные убеждения, система его взглядов на природу, человека, общество, выраженных в словесно – поэтических, музыкально – хореографических и драматических формах, а также в изделиях декоративно – прикладного творчества».
За время развития русского фольклора сложились следующие
виды фольклора:
I. Обрядовый фольклор–словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.
— Календарный фольклор включает обряды и праздники годового круга жизни человека.
Весенний цикл
- Масленица
- Закличь весны
- День Лели — Лельник
- Красная горка
Летний цикл
- Купала
- Перунов день
- Медовый Спас
- Яблочный Спас
- Хлебный Спас
Осенний цикл
- Праздник Рода и Рожаниц
- Покров
Зимний цикл
- Святки , Коляда
— Семейно-бытовой фольклор включает обряды жизненного круга человека
Родильный обряд
- Обряд «Открывание» для облегчения младенцу пути на свет
- Обряд первого омовения (купание в заговорённой воде от болезней и сглазу)
- Обряд «Перепеченье» для исправления судьбы ребёнка.
- Обряды «Бабья каша» и «Отцовская каша» и т.д.
- Девичник
- Обряд «Расплетения косы»
- «Баня» очистительный обряд
— 3 —
- Обряд обсыпания зерном, хмелем
- Сажание на вывернутую шубу
- Угощение яйцами или яичницей
- Связывание рук молодых платком или рушником и т.д.
Похоронный обряд
- Обмывание
- Погребение
- Поминальные обряды
-Заговоры -словесная формула, первоначально служившая пояснением (дополнением) магического обряда.
Заговоры могут быть хозяйственными, любовными, лечебными.
II. Необрядовый фольклор
К необрядовому фольклору относятся:
- Эпические прозаические жанры (сказки, предания, легенды, бывальщины)
- Эпические стихотворные жанры (былины, исторические песни, баллады)
- Малые жанры устно-поэтического творчества (поговорки, пословицы, потешки, небывальщины, небылицы, прибаутки, пестушки, скороговорки, загадки и др.)
III. Игровой фольклор составляют произведения, сопровождающие игры русского народа (заклички, присказки, считалки, игровые песни, приговоры и т.д.)
IV. Неигровой фольклор составляют эпические и малые жанры народного художественного творчества (сказки, былины, баллады, предания, легенды, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки и т.д.)
V. Детский фольклор –сложное и многожанровое явление, включающее в себя не только детское творчество, но и произведения взрослых для детей, создаваемые с учётом детской психологии, своеобразия видения мира.
VI.Устно-поэтический фольклор
Раннетрадиционный (Трудовые песни, гадания, заговоры)
Классический фольклор (обрядовый фольклор, пословицы, поговорки, легенды, былины, сказки, фольклорный театр, детский фольклор).
Позднетрадиционный фольклор (частушки, фольклор рабочих, фольклор периода ВОВ и др.)
— 4 —
VII. Танцевальный фольклор — один из древнейших видов фольклора. Первоначально танец на Руси был связан с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров. Танец был неотъемлемой частью представлений на всех праздниках и ярмарках. Основными жанрами народного танцевального искусства стали хоровод и пляска.
VIII.Музыкальный фольклор
Основу музыкального фольклора составляют песни, сказания, былины, припевки, частушки, инструментальные наигрыши.
Свойства фольклора
1. Синкретизм- основное свойство фольклора. Синкретизм (от греч. соединение) означает, что в фольклоре сливаются и верование и бытовые нужды человека, а также его эстетические потребности. Кроме того, слово, музыка, мимика, жесты, танец в фольклоре существуют не в отдельности, а как элемент целого (в обряде танце или песне).
2. Устность – свойство фольклора, выступающее с одной стороны как способ бытования фольклора, с другой – как способ передачи информации от одного поколения другому.
3. Вариативность– свойство, указывающее на подвижную, вариативную природу фольклора. Поскольку фольклорное произведение бытовало в виде многократных исполнений, оно существовало в совокупности своих вариантов. Любой вариант отличался от других, рассказанных или спетых в разное время, в разных местностях, в разной среде, разными исполнителями или одним (повторно). Для вариантов фольклорного произведения важно то, что является общим, повторяется, и второстепенно то, чем они отличаются один от другого. Вариативность фольклора могла осуществляться благодаря импровизации .Вариативность – способ существования фольклорной традиции.
Традиционность
5. Локальность как проявление специфики местного стиля, сохранение историко-стилевой окраски произведений.
6. Коллективность выражается во всеобщности, т.е. причастности к фольклорной культуре всех представителей данного социума в пределах одного временного периода (от детей до стариков)
7. Структурированность- существование фольклора в чередовании будней и праздников.
— 5 –
Современные формы бытования фольклора
Неофольклор – воспроизводство новых фольклорных форм на новом витке развития общества.
Фольклоризм – «вторая волна» в современной фольклорной культуре, вторичная форма фольклора. Имеет следующие направления:
- Этнографический, аутентичный (исходящий из подлинника, детально воспроизводящий);
- Фольклорно – сценический (не сама жизнь, а демонстрация этой жизни);
- Народно – академический (авторские произведения, стилизация )
Детский фольклор
Термин детский фольклор стал употребляться с середины ХIХ века. Основное содержание понятия « детский фольклор» установилось в 20-х годах ХХ века.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.
К детскому фольклору относятся произведения устной народной словесности, предназначаемые для детей и бытующие в детской среде. Носителями детского фольклора являются как сами дети , так и взрослые – матери, бабушки, няни и все те лица, на чьём попечении находятся дети.
Детский фольклор представляет собой сложное единство трёх составляющих. Это:
- Творчество взрослых для детей;
- Произведения фольклора взрослых перешедших в детскую среду (детский обрядовый фольклор);
- Оригинальное детское творчество (детский игровой фольклор, детский смеховой фольклор, школьный фольклор и др.).
Признаками детского фольклора являются:
- Простота;
- Несложный, но динамично развивающийся сюжет;
- Запоминающиеся образы;
- Повторы разного уровня;
- Звукоподражание;
- Рифмованность.
— 6 –
Фольклор материнства и пестования
Фольклор материнства и пестования составляют произведения, которые предназначены для детей раннего возраста. Творцами и носителями их являются матери, бабушки, няни и все на попечении которых находятся малолетние дети. Назначение этих произведений – успокоить, утешить, развлечь, а иногда и научить и пострашить ребёнка.
К фольклору материнства и пестования относятся:
- Колыбельные песни
Колыбельные песни – один из древних жанров детского фольклора. Они призваны успокоить, усыпить ребёнка. В колыбельных песнях самым важным является спокойный убаюкивающий напев. Часто эти песни заключали в себе магические (заклинательные) элементы. Колыбельные песни состоят из нанизывания образов из жизни людей и животных, которые как бы охраняют ребёнка (Кот, котенька, котя, волчёк, заинька, собачка и др.)
- Пестушки
Пестушки — это стихотворения, которыми сопровождались движения, развивающие тело ребёнка.
Вода текучая.
Дитя растучее.
С гуся вода
С тебя худоба.
Вода – к низу,
А дитя — к верху.
- Потешки
Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель – не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру. Часто сопровождаются характерными действиями как взрослых, так и детей (покачиванием вверх, вниз, похлопыванием в ладоши, имитацией изображаемого действия и т.п.)
Потешки сопровождают первые движения ребёнка, его первые игры: «Ладушки»,
«Сорока – белобока», «Коза рогатая» и др.
- Прибаутки
Прибаутки – небольшие стихотворные рассказы, часто необычного, сказочного содержания, продукт поэтического творчества как взрослых так и детей
Прибаутки предназначены детям, которые уже способны воспринять их содержание:
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Можно зашить?
— Да иглы нет.
— А велика дыра?
— Один ворот остался.
— 7 —