цель игры – в самой игре цель – за пределами игровой
(игра ради удовольствия); ситуации, результат – новые
прямой продукт – удовольствие, знания и умения.
Подменапобочный –
самовоспитание! Мотивов: дети играют по
желанию играть, получать
удовольствия, а приобретают
новый опыт. (Богуш А.М.)
Функции дидактических игр
- формирование устойчивого интереса к учению и снятие интеллектуального напряжения;
- формирование психических новообразований (операции мышления, тренировка памяти, сосредоточенность внимания);
- формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной работы;
- становление навыков самоконтроля и самооценки.
Организация дидактических игр
1. Формулировка учебной цели игры.
2. Определение количества играющих.
3. Подбор дидактических материалов.
4. Учет временного фактора.
5. Подведение итогов.
Структура дидактической игры
1. Учебная задача (планируется учителем, а учащимися не осознаётся).
2. Игровая задача (для игроков: быстро назвать, много запомнить, сгруппировать, найти «лишнее» и т.д.).
3. Игровые действия (услышать, назвать, передать дальше).
4. Правила игры (что – можно участникам, чего – нельзя).
5. Подведение итогов.
Дидактическое задание в игре:
— развитие речевого общения;
— усовершенствование связной речи;
— закрепление правильного звукопроизношения;
— уточнение и расширение словарного запаса и т.д.
Игровое задание в игре:
— закрыть все клеточки;
— быстро и точно отгадать предмет (на ощупь, по звуку, по названным признакам);
— дальше прошагать;
— не уронить мячик;
— передать эстафетную палочку;
— навести порядок, группируя что-либо и т.д.
Игровые действия:
— имитировать чьи-либо звуки, действия, признаки;
— интонационно точно воспроизвести высказывание;
— соревноваться в скорости, количестве;
— загадать – отгадать;
— составить – угадать;
— сравнить – найти;
— описать – купить (сложить, взять, …)
Примеры речевых дидактических игр
Для организации речевой деятельности
Игры-соревнования:
«Кто больше», «Кто быстрее», «Самый внимательный», «Снежный ком», «Шаг — словечко», «Испорченный телефон»
Игры с логической нагрузкой:
«Отгадай по описанию», «Третий лишний», «Найди лишнее», «Наведи порядок», «Назови одним словом», «Слова для …»
«Собираемся в школу», «В магазине школьных принадлежностей», «Спор учебных предметов», «Вечер в нашем доме», «На каникулах», «Кто нужнее человеку», «Как звери к зиме готовятся», «Кто самый щедрый»
Подвижные игры с сопровождающими текстовками:
«Гуси и волк», «У медведя во бору…», «Кандалы», «Каравай», «Заинька за садочком», «Как нам мыши надоели», «Лиса по лесу ходила», «Прятки», «Баба сеяла горох», «Колпачок», «Где сапожник живет?»
(желательно использовать и игры народов мира)
7.
Формирование у учащихся навыков понимания устной речи. Материал для аудирования. Характер вопросов и ответов.
Аудирование – рецептивная деятельность, представляющая собой одновременное восприятие и понимание звучащей речи (Ткаченко Л.П.)
При отсутствии целенаправленного обучения аудированию уровень понимания воспринимаемого на слух текста даже на родном языке составляет не более 50%.
Задачи организации аудирования
- формировать умение различать особенности звучания слова (звуки, ударение), интонации предложения;
- расширять пассивный и активный словарный запас;
- формировать представление о связном высказывании;
- способствовать созданию интереса к изучению русского (неродного) языка;
- развивать интерес к детской литературе;
- совершенствовать произвольное внимание, слуховую память.
Аудиоматериал составляют тексты разговорного и художе-ственного стилей, а также небольшие научно-популярные сообщения (о языковых явлениях – значении слова, выражения и др.). Используются повествовательные тексты, относящиеся к жанрам: сказка, рассказ-миниатюра, эпическое стихотворение, загадка, скороговорка, небылица.
Направленность восприятия текста на слух
— на фактическое содержание (кто, что, где, когда и т.п.);
— на умение представить образы, картины по содержанию прослушанного текста;
— на сопереживание героям произведения.
— Содержание учебного материала
— Речевая линия (Аудирование)
Класс
— Поведение слушающего, влияющее на понимание прослушанного.
— Восприятие на слух, понимание при беглом темпе речи ряда слов длиной 3-5 звуков, в том числе различающихся 1-2 звуками; словосочетаний, которые различаются предлогом и др.
— Понимание содержания воспринятых на слух предложений (1-5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Слушание-понимание несложных монологических и диалогических высказываний, относящихся к разговорному и художественному стилям (загадка, пословица, поговорка, скороговорка, сказка, стихотворение, рассказ).
— Понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как). Картины, возникающие в воображении при слушании. Сопереживание действующим лицам.
Класс
— Поведение слушающего, выражающее интерес к словам говорящего.
— Слушание-понимание более длинных, чем в 1 классе, монологических и диалогических высказываний, относящихся к разговорному, художественному (загадка, пословица, поговорка, скороговорка, стихотворение, сказка и рассказ) и научно-художественному стилям, в том числе лингвистического характера (о значении слова, особенностях звучания русского слова в сравнении с украинским и т.п.).
— Опора на данный план высказывания (2-3 пункта), помогающий различить в тексте составляющие его части.
— Восприятие фактического содержания, общего тона высказывания (грустно, весело).
— Восприятие на слух, понимание при беглом темпе речи слов длиной 4-6 звуков, в том числе различающихся 1-2 звуками; словосочетаний, которые различаются предлогом и др.; предложений, различных по цели высказывания и интонации (длина предложений 1-6 слов).
Класс
— Особенности слушания как вида речевой деятельности.
— Слушание-понимание более длинных, чем во 2 классе, текстов, относящихся к художественному, научно-художественному, научно-популярному стилям.
— Жанры произведений для слушания: сказка, рассказ-миниатюра, стихотворение, загадка, скороговорка, а также несложное высказывание на языковую тему.
— Понимание фактического содержания, темы, основной мысли произведения. Опора при слушании на данный план высказывания (3-4 пункта). Общий тон высказывания (грустно, весело), темп, громкость речи, связь этих характеристик с её содержанием, условиями общения. Создание в воображении образов, картин по содержанию прослушанного.
— Развитие внимания при слушании, слуховой памяти.
— Восприятие на слух рядов языковых единиц: слов (из 5-7 звуков), распространенных словосочетаний, предложений (1-8 слов).
Класс
— Роль слушания как вида речевой деятельности.
— Слушание-понимание более длинных, чем в 3 классе, текстов, относящихся к художественному, разговорно-бытовому, научно-художественному, научно-популярному стилям.
— Жанры произведений для слушания: сказка, рассказ-миниатюра (или отрывок из большего по объему произведения), пьеса (отрывок из неё), стихотворение, загадка, скороговорка, а также высказывание на языковую тему. Понимание фактического содержания, темы, основной мысли произведения, а также эмоциональной окраски произведения. Связь общего тона, темпа, громкости речи с её содержанием, условиями общения. Создание в воображении образов, картин по содержанию текста. Восприятие точного, меткого, образного слова.
— Собственное мнение ученика по поводу прослушанного текста.
— Опора при слушании на данный план высказывания (4-5 пунктов).
— Развитие внимания при слушании, слуховой памяти. Восприятие на слух рядов языковых единиц: слов (из 6-10 звуков), распространенных словосочетаний, предложений (1-10 слов).