Тема 10. Методика формирования эстетической культуры младших школьников
Вопросы
1. Понятие «эстетическая культура личности», ее структура, критерии сформированности основ эстетической культуры.
2. Задачи и содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры младшего школьника.
3. Средства эстетического воспитания. Художественно-эстетическая деятельность как средство эстетического воспитания.
4. Особенности и методика организации художественно-эстетических воспитательных дел в начальной школе.
5. Методика организации театрализованной деятельности, праздника в начальных классах.
1. Понятие «эстетическая культура личности», ее структура, критерии сформированности основ эстетической культуры.
Эстетическая культура – компонент общей культуры личности.
Структура эстетической культуры личности:
o эстетические чувства, знания,
o ценностные ориентации,
o эстетические идеалы, вкус, потребности,
o опыт эстетической деятельности.
Критерии сформированности эстетической культуры личности:
u наличие стремления к общению с искусством и природой;
u проявление потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты;
u умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;
u умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;
u способность к художественно-творческому самовыражению;
u эстетизация отношений с окружающими людьми;
u знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.
2. Задачи и содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры младшего школьника:
o усвоение художественных и искусствоведческих знаний,
o воспитание эстетического отношения к природе и искусству,
o развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами,
o приобщение к отечественной и мировой художественной культуре.
3. Средства эстетического воспитания: природа, искусство, быт, национальная культура.
Художественно-эстетическая деятельность – это организованное взаимодействие ребенка с объектами окружающего мира через художественные образы. Цель данной деятельности – формирование отношения к искусству, прекрасному. Художественно-эстетическая деятельность включает:
o практические занятия по каким-либо видом искусства,
o художественное творчество,
o обращение к произведениям искусства и художественной литературы,
o созерцание красоты: в природе, в поступках людей, в окружающем мире.
4. Особенности и методика организации художественно-эстетических воспитательных дел в начальной школе.
При организации художественно-эстетической деятельности младших школьников необходимо учитывать особенности их эстетических отношений:
целостность восприятия художественного образа, его формы и содержания,
склонность к сопереживанию,
способность к перевоплощению,
яркость и непосредственность воображения.
Младших школьников больше интересует сам процесс творчества, чем результат.
Формы эстетического воспитания младших школьников: драматизации, конкурсы плакатов, рисунков, художественной самодеятельности, смотры инсценированной песни, фестивали искусств, утренники и праздники, культпоходы в театр и др.
Художественно-эстетические дела предлагает методика И.П.Иванова (виды КТД): концерт-ромашка, кольцовка песен, конкурс инсценированной сказки, вечер поэзии и др.
Методические условия организации художественно-эстетической деятельности младших школьников:
— использовать многообразие видов, форм и жанров искусства;
— целенаправленно формировать потребность общения с искусством, умение правильно его воспринимать;
— создавать возможности для самовыражения каждого ребенка;
— воспитывать эстетический вкус, используя только высокохудожественные произведения искусства и литературы;
— вовлекать детей в активную художественную самодеятельность, поощрять их попытки выразить себя в разнообразных занятиях искусством;
— создавать красивую, уютную обстановку в классе, школе, благоприятный моральный климат и стиль общения (подробнее методику организации театрализованной деятельности, праздника в начальных классах см. в приложениях 7, 8).
Приложение 7
Методика организации театрализованной деятельности
1) ориентация на ценности (драматургический материал, как правило, отражает мировоззренческие идеи, принципы жизни, общечеловеческие ценности);
2) формирование умений сопереживать, понимать другого человека (твое «я» как бы уходит на второй план); развитие нравственных чувств (причем, это происходит неназойливо, естественно, без морализирования);
3) развитие эстетической культуры, творческих способностей, выразительности речи, актерского мастерства (владение телом, жестами, мимикой);
4) формирование ответственности, коллективизма, навыков общения, адекватной самооценки.
Существуют разнообразные формы организациитеатрализованной деятельности школьников.
Школьный театр. Его главная задача – сделать жизнь в школе более интересной, содержательной. Руководителем может быть воспитатель, завуч, организатор внеклассной работы, любой энтузиаст (родитель, бывший выпускник и др.) Как правило, в школьном театре нет постоянного состава участников.
Студия. Сюда приходят осознанно – научиться театральному искусству. Состав постоянный. Руководитель – режиссер или профессиональный актер.
Инсценирование(драматизации).
Театрализованные представления, праздники.
Конкурсы актерского мастерства..
В классе можно организовать кукольный театр, теневой, театр плоских фигур, миниатюр.