Методика организации театрализованной деятельности

Тема 10. Методика формирования эстетической культуры младших школьников

Вопросы

1. Понятие «эстетическая культура личности», ее структура, критерии сформированности основ эстетической культуры.

2. Задачи и содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры младшего школьника.

3. Средства эстетического воспитания. Художественно-эстетическая деятельность как средство эстетического воспитания.

4. Особенности и методика организации художественно-эстетических воспитательных дел в начальной школе.

5. Методика организации театрализованной деятельности, праздника в начальных классах.

1. Понятие «эстетическая культура личности», ее структура, критерии сформированности основ эстетической культуры.

Эстетическая культура – компонент общей культуры личности.

Структура эстетической культуры личности:

o эстетические чувства, знания,

o ценностные ориентации,

o эстетические идеалы, вкус, потребности,

o опыт эстетической деятельности.

Критерии сформированности эстетической культуры личности:

u наличие стремления к общению с искусством и природой;

u проявление потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты;

u умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

u умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;

u способность к художественно-творческому самовыражению;

u эстетизация отношений с окружающими людьми;

u знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

2. Задачи и содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры младшего школьника:

o усвоение художественных и искусствоведческих знаний,

o воспитание эстетического отношения к природе и искусству,

o развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами,

o приобщение к отечественной и мировой художественной культуре.

3. Средства эстетического воспитания: природа, искусство, быт, национальная культура.

Художественно-эстетическая деятельность – это организованное взаимодействие ребенка с объектами окружающего мира через художественные образы. Цель данной деятельности – формирование отношения к искусству, прекрасному. Художественно-эстетическая деятельность включает:

o практические занятия по каким-либо видом искусства,

o художественное творчество,

o обращение к произведениям искусства и художественной литературы,

o созерцание красоты: в природе, в поступках людей, в окружающем мире.

4. Особенности и методика организации художественно-эстетических воспитательных дел в начальной школе.

При организации художественно-эстетической деятельности младших школьников необходимо учитывать особенности их эстетических отношений:

целостность восприятия художественного образа, его формы и содержания,

склонность к сопереживанию,

способность к перевоплощению,

яркость и непосредственность воображения.

Младших школьников больше интересует сам процесс творчества, чем результат.

Формы эстетического воспитания младших школьников: драматизации, конкурсы плакатов, рисунков, художественной самодеятельности, смотры инсценированной песни, фестивали искусств, утренники и праздники, культпоходы в театр и др.

Художественно-эстетические дела предлагает методика И.П.Иванова (виды КТД): концерт-ромашка, кольцовка песен, конкурс инсценированной сказки, вечер поэзии и др.

Методические условия организации художественно-эстетической деятельности младших школьников:

— использовать многообразие видов, форм и жанров искусства;

— целенаправленно формировать потребность общения с искусством, умение правильно его воспринимать;

— создавать возможности для самовыражения каждого ребенка;

— воспитывать эстетический вкус, используя только высокохудожественные произведения искусства и литературы;

— вовлекать детей в активную художественную самодеятельность, поощрять их попытки выразить себя в разнообразных занятиях искусством;

— создавать красивую, уютную обстановку в классе, школе, благоприятный моральный климат и стиль общения (подробнее методику организации театрализованной деятельности, праздника в начальных классах см. в приложениях 7, 8).

Приложение 7

Методика организации театрализованной деятельности

Воспитательное значение:

1) ориентация на ценности (драматургический материал, как правило, отражает мировоззренческие идеи, принципы жизни, общечеловеческие ценности);

2) формирование умений сопереживать, понимать другого человека (твое «я» как бы уходит на второй план); развитие нравственных чувств (причем, это происходит неназойливо, естественно, без морализирования);

3) развитие эстетической культуры, творческих способностей, выразительности речи, актерского мастерства (владение телом, жестами, мимикой);

4) формирование ответственности, коллективизма, навыков общения, адекватной самооценки.

Существуют разнообразные формы организациитеатрализованной деятельности школьников.

Школьный театр. Его главная задача – сделать жизнь в школе более интересной, содержательной. Руководителем может быть воспитатель, завуч, организатор внеклассной работы, любой энтузиаст (родитель, бывший выпускник и др.) Как правило, в школьном театре нет постоянного состава участников.

Студия. Сюда приходят осознанно – научиться театральному искусству. Состав постоянный. Руководитель – режиссер или профессиональный актер.

Инсценирование(драматизации).

Театрализованные представления, праздники.

Конкурсы актерского мастерства..

В классе можно организовать кукольный театр, теневой, театр плоских фигур, миниатюр.

Театрализованная деятельность в детском саду


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: