Методы правового воспитания — это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего,убеждение ипринуждение, личный пример, поощрение и др.
Средства правового воспитания делятся:
§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).
II. Правовое воспитание в ДОУ.
Работа с дошкольниками
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
В детском саду при построении педагогического процесса были определены направления работы воспитателя:
- Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
- Правовое воспитание и образование дошкольников.
- Повышение уровня правовой культуры родителей.
Цельюпедагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.
- Задачи: Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
- Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
- Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
- Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
- Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
- Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Система взаимодействия — это:
— организованное обучение;
-совместную деятельность взрослого и ребенка;
— самостоятельную деятельность детей.
Организованная форма обучения включает в себя:
- Знакомство с правами человека.
- Беседы на этические темы.
- Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- Изобразительная, трудовая деятельность.
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
- Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей включает:
- Работу с литературой.
- Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
- Разные виды игр.
- Продуктивные виды деятельности.
- Двигательную активность.
В нашем детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:
1. Работа с детьми.
2. Работа с воспитателями.
3. Работа с родителями.
Работа с детьми.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность — вот основа правового воспитания дошкольников.