Непосредственная подготовка к экзаменам

УМЕНИЕ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

Для учащихся разных учебных заведений и тех, кто туда еще только собирается, наступает пора активной подготовки к предстоящим экзаменационным испытаниям. Любой опытный человек, выдержав за свою жизнь немало экзаменов, отлично знает, какое огромное значение имеет умение хорошо их сдавать.

Среди большого разнообразия студентов, школьников и абитуриентов всегда можно выделить две крайности. Одни молодые люди демонстрируют отличное знание и понимание учебных предметов в ходе регулярных занятий, но фактически проваливаются на экзаменах, показывая результаты значительно ниже собственных возможностей. Другие славятся своим разгильдяйством в процессе обучения, но неизменно оказываются в числе лучших при сдаче экзаменов.

Можно долго дискутировать о том, что по своей сути важнее для практической жизни после получения диплома – умение учиться или сдавать экзамены. Но мало кто будет отрицать тот факт, что иногда от результатов сдачи экзаменов зависит очень многое, например в случае со вступительными экзаменами в учебное заведение. Поэтому примем важность умения успешно их сдавать как несомненную и поговорим о путях и способах его формирования.

Учеба

Представить себе студента или школьника, который вообще не учится, но хорошо сдает экзамены, очень трудно. Обычно мастера экзаменационных испытаний все-таки учатся, хотя делают это не столь регулярно и прилежно, как примерные ученики. Да и форма учебы у них может быть не вполне обычной, так что у окружающих нередко создается превратное впечатление. То есть человек может упорно заниматься, но так, что другие люди будут считать его законченным лентяем.

Учебный процесс слишком емок и разнообразен, чтобы его можно было обстоятельно разобрать в небольшой статье. Поэтому затронем лишь некоторые его элементы. Возьмем такую форму занятий, как лекции. Классическим поведением студента на лекции считается прилежное конспектирование всего, что говорит преподаватель. При этом многие попадают в серьезную ловушку. Большинство лекторов обычно просто дословно пересказывают содержание уже написанных учебников или курсов лекций. Поэтому создание рукописного варианта материала, уже напечатанного в заведомо лучшем виде, просто лишено смысла. Также процесс конспектирования препятствует исполнению другой очень важной функции лекционного занятия – достижению понимания излагаемого преподавателем материала. Поэтому значительно более полезным оказывается не конспектирование, а вникание в содержание лекции.

Еще один элемент учебного процесса, значимый для последующей сдачи экзамена, – участие в семинарах. В отличие от лекций, где учащийся воспринимает материал, на семинарах появляется возможность изложить свое понимание этого материала, то есть можно просто отрепетировать предстоящий процесс сдачи экзамена. Но для этого надо проявлять максимальную активность в дискуссиях. Причем делать это следует даже в том случае, если нет полной уверенности в своих знаниях, лучше пороть чушь, чем умно молчать сидя в уголке. Хотя средний студент или школьник предпочитает именно так и поступать: дисциплинированно ходить на занятия, но отмалчиваться во время дискуссий. Записные мастера сдавать экзамены, и одновременно носящие ярлык разгильдяев, обычно либо изначально имеют хорошо подвешенный язык, либо активно его развивают на тех редких семинарах, которые все-таки посещают, а также во время внеучебных споров со своими однокашниками.

Непосредственная подготовка к экзаменам

На этой стадии необходимо отработать два главных момента: способность быстро вспомнить требуемый материал и развитие у себя стрессоустойчивости. Большинство студентов перед экзаменами пытаются зазубрить максимум информации, совершая при этом очень большую ошибку. Дело в том, что при зубрежке происходит механическое запоминание материала, которое в экстремальной ситуации обычно оказывается крайне неэффективным. Намного лучше для сдачи экзамена использовать логическую память. Поэтому перед экзаменом следует не столько загружать себе в голову новую информацию, сколько наводить в ней порядок, систематизируя и объединяя элементы знания логическими связями.

Формирование у себя стрессоустойчивости в основном сводится к повышению скорости выполнения экзаменационных заданий. Нервное напряжение, сильное волнение в экстремальной обстановке обычно снижает скорость и продуктивность умственной работы большинства людей. Поэтому в период экзаменов надо приучить себя мыслить крайне интенсивно, чтобы компенсировать этот отрицательный фактор. Наиболее показательно это проявляется при подготовке к письменному экзамену перед поступлением в какое-либо учебное заведение. Абитуриенту обычно не составляет труда достать варианты заданий за прошлые годы. Если при подготовке ему удается уверенно решать задачи каждого варианта начерно за час против 3-4 экзаменационных часов, то абитуриент может быть спокоен: ему хватит времени и на самом экзамене. Это понимание придает человеку дополнительную уверенность в своих силах и формирует способность противостоять стрессу.

Как подготовиться к экзамену — 9 шагов к пятерке!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: