Проблемы поведенческие или эмоциональные?

Иногда вы теряетесь — вам непонятно, то ли вы встающая перед вами проблема имеет поведенческий характер, то ли эмоциональный, то ли это проявление определенных черт характера малыша. Когда ребенок (уже умеющий ходить) в присутствии посторонних настойчиво прижимается к маминой юбке, его считают робким и стеснительным. Ребенка дошкольного возраста, который пронзительно кричит, когда мама выходит из комнаты, могут счесть или совершенно несамостоятельным, или слишком капризным. Но такой подход имеет два недостатка. Во-первых, характеристики, подобные упомянутым выше, определяют ребенка однозначно, несправедливо оставляя без внимания другие особенности его поведения. Они основываются на неких предположениях о причинах и мотивах, но далеко не каждый из нас способен сделать правильные предположения. Во-вторых, подобный подход часто дает оправдание бездействию. Ведь так легко сказать: Он всегда ведет себя подобным образом и оставить все как есть. Мы не предлагаем вам закрыть глаза на индивидуальные особенности ребенка или его эмоциональное состояние. Родители не могут не учитывать это, ведь им небезразлично счастье и благополучие собственного малыша. Мы предлагаем вам сделать один дополнительный шаг: попробуйте описать вашу проблему словами, так, чтобы из них было ясно, какой именно проступок совершает ваш малыш. Сделав это один раз, вы встанете на верный путь помощи ребенку. Вы будете точно знать, что ему мешает и что нужно исправить.

Вот несколько примеров того, как по-разному можно описать поведения малыша:

* Джонни жадный.

* Джонни берет еду из чужих тарелок.

* Лаура необщительна.

* Лаура отворачивается, когда с ней разговаривают.

* Морис агрессивный.

* Морис щиплет своего маленького братишку.

* Ли дерзит.

* Ли говорит нет в ответ на многие указания.

* Джордж ленивый.

* Джордж просит помочь с каждым заданием.

В первых примерах каждой пары для характеристики детей использованы эмоционально окрашенные слова. Они могут или не могут оказаться верными; по-существу, они выражают определенные предположения о внутренних побуждениях ребенка и не сообщают нам, что происходит в действительности. Второй пример каждой пары в точности описывает, что происходит и тем самым указывает, что нужно исправить. Более того, он выделяет моменты, которые можно исправить в ближайшем будущем. Если Джонни и впрямь жадный, то для того, чтобы изменить его внутреннее побуждение, основанное на уверенности, что все предназначается лишь ему одному, может понадобится очень много времени. Однако научиться не брать еду из чужих тарелок он может быстро, и тогда за столом всем будет хорошо — включая Джонни!

Как корректировать поведение ребенка?

Для того, чтобы приступить к исправлению тех или иных недостатков в поведении малыша, нужно:

1. Определить проблему.

2. Поставить задачи.

3. Научить ребенка выполнять эти задачи.

Определение проблемы.

Сначала опишите вашу проблему словами, которые объективно охарактеризуют действия ребенка — так, как мы уже показывали вам. Затем подумайте, что предшествует нежелательным действиям ребенка и что за ними следует. Вам будет легче понять это, если вы вкратце запишите, что произошло. Ваши наблюдения могут дать больше информации о том, когда, где и с кем малыш начинает так себя вести. Кроме того, вы получите ценную возможность проследить, что именно вызывает такое поведение. Конечно, никто специально не провоцирует ребенка на неправильные действия, но вы сможете убедиться в том, что от своих поступков он испытывает определенного рода удовлетворение.

Сьюзен была обеспокоена тем, что ее сын Джеффри часто бросает всякие вещи. Джеффри физически активен, но еще не говорит. Таблица 6.1 иллюстрирует наблюдения, которые сделала Сьюзен во время игры Джеффри со старшим братом, Робом.

ТАБЛИЦА 6.1

Наблюдения Сьюзен за Джеффри.

Кейт

Ребенок: Кейт, 4 года.

Педагог: Ее мама, Гейл.

Задача: Идет без посторонней помощи по приподнятой над землей доске, шириной 10 см.

Обстановка: Детская площадка в парке. Кейт со своей шестилетней сестрой Ребеккой лазит по лесенкам и другим детским гимнастическим снарядам. Р. не обращает внимания на Д.

Д. забирает кубик с территории Р.

Д. бросает кубик.

Р. кричит: Иди и подними кубик! Д. приносит кубик назад, все улыбаются.

Р. и Д. увлеченно играют вместе.

Р. строит башню.

Д. ломает башню.

Р. сердится на Д., но, не обращая на него внимания, лишь встает между башней и Д.

Р. продолжает строить, отвернувшись от Д.

Д. Берет плюшевого мишку и бросает его через голову Р., стараясь попасть в башню.

Р. говорит: Спасибо. Р просит меня остановить Д., чтобы он не разрушал башню.

Из своей записи Сьюзен поняла, что Джеффри начинает бросаться вещами, главным образом тогда, когда Роб не обращает на него внимания. Это не было единственной причиной, но чаще всего Джеффри вел себя так именно в подобных ситуациях. И хотя Роб не приветствовал таких поступков своего братишки, для Джеффри окрик мог оказаться приятнее полного невнимания, поэтому он и бросался вещами, пока не вызывал у брата ответной реакции.

Сьюзен понаблюдала за подобным поведением Джеффри, когда оно проявлялось не по отношению к Робу, и утвердилась во мнении, что ее малыш начинает бросаться вещами, когда хочет привлечь к себе внимание. И она дала этой проблеме такое определение: Джеффри бросается вещами обычно тогда, когда на него никто не обращает внимания.

Наблюдение за ребенком и точное определение того, что, когда и где он делает, может оказать вам неоценимую помощь при переходе к следующему этапу — постановке задач.

Постановка задачи

Ваши задачи скажут вам, чего нужно добиться. Если вы намерены всегда реагировать на поведение своего ребенка, то вам очень важно помнить формулировки задач. Они помогут вам заметить и оценить успехи, а также убедиться, что все заинтересованные члены семьи стремятся к одной цели.

На первый взгляд, самый простой способ сформулировать задачу по исправлению недостатков в поведении ребенка — это подставить слова не(делает)… в описание его действий, например вот так:

Джонни берет еду из чужих тарелок.

Задача: Джонни не берет еду из чужих тарелок.

Лара отворачивается, когда с ней разговаривают.

Задача: Лара не отворачивается, когда с ней разговаривают.

Когда Сьюзен формулировала задачи для Джеффри, она в первую очередь попробовала сделать именно это. Тогда ее задача получила следующую формулировку: Джеффри не бросается вещами. Конечно, это было то, чего Сьюзен надеялась достичь, но в подобном виде задача звучала очень негативно. А Сьюзен знала, что отучить малыша делать что-то бывает гораздо труднее, чем научить чему-то новому. Она размышляла о том, чему мог бы научиться Джеффри вместо того, чтобы бросаться вещами, о том, чтобы научить его чему-то такому, что было бы несовместимо с бросанием предметов или такое бросание было бы просто ненужно.

В результате, у Сьюзен получились две позитивные задачи. Первая: Джеффри играет в свои игрушки так, как надо. Во время игры он не должен был раскидывать их. Сьюзен решила слегка изменить индивидуальную программу сына так, чтобы, во-первых, акцент был сделан на таких навыках, без которых не научишься правильно обращаться с любимыми Джеффри кубиками и машинками, и, во во-вторых, чтобы больше времени можно было уделить занятиям, стимулирующим толковые игры. Помня о том, в каких случаях Джеффри начинает разбрасывать вещи, Сьюзен выдвинула вторую задачу: Для того, чтобы привлечь к себе внимание, Джеффри использует звуки. Если бы Джеффри научился обращать на себя внимание по-другому, ему не нужно было бы бросаться вещами. И хотя он еще не умел говорить, он мог издавать множество разных звуков. Если бы люди начали замечать его, когда он производит эти звуки, он стал бы делать это намеренно. Сьюзен беспокоилась о том, как повлияют новые требования, вызванные изменением в подходе к поведению Джеффри, на ее старшего сына, Роба, но она была уверена, что Роб в состоянии научиться отвечать на то, что говорит ему Джеффри. Эта задача, следовательно, оказывалась не только позитивной, но и реалистичной.

Итак, принципы, которыми следует руководствоваться при постановке задач по исправлению недостатков поведения таковы:

1. Задача должна быть позитивной. Тогда она поможет ребенку найти альтернативу нежелательному поведению, а вам — сосредоточиться на том, как учить его делать что-то, а не делать того, чего нельзя.

2. Задача должны быть реалистичной. Реалистичная задача должна, без сомнения, учитывать, чему способен научиться ваш малыш. Если вы сомневаетесь, то подумайте, можно ли разбить вашу задачу на Маленькие Ступеньки. Реалистичная задача должна также учитывать мнения и возможности остальных людей, привлеченных к обучению ребенка. Так как Роб участвовал в обучении Джеффри, Сьюзен поставила задачу, которая понятна и ему.

В том, что касается проблем поведения, более, чем где-либо еще, важен согласованный подход. Необходимо, чтобы ваши задачи встречали понимание и согласие со стороны всех, кто вместе с вами участвует в осуществлении программы. Круглый стол- вот что может гарантировать, что все работают для достижения одной и той же цели.

6 уровней проблем в отношениях. Системная модель Д. Оудсхоорна


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: