3. Интерес к людям, организующим процесс и участвующие в нем.
Общение в ходе учебного процесса для многих школьников является стимулом к учебе.
Урок КВН заметно повышает интерес к уроку. Я провожу такие уроки в 7-8 классах.
За 10 дней я сообщаю тему, дату, список литературы. Формируем команды и группу учащихся которые готовят вопросы , участвует весь класс.
Пример тем
Ученые физики
Детские игрушки и физика
Как он работает
Тайна магнита
4. Потребность в самовыражении и самопрезентации.
В современном уроке учитель очень часто использует презентацию , но и ученик может проявить свои знания по физике и информатики подготовив свою презентацию для урока , а можно устроить конкурс презентаций среди учеников.
Примеры тем.
Планеты солнечной системы
Радиация
Влажность .
Учащимся которые плохо владеют компьютером делают газеты.
Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды , а физический кроссворд сделанный учащимися , позволяет повторять пройденный материал в интересной форме.
5. Осознание значимости происходящего на уроке.
Ученик учится потому что ему это надо. Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам , которые готовятся поступать в вузы.
Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время Эти занятия включают в себя материал подготовка к ГИА.
6. Ценным методом стимулирования интереса к учению может быть метод познавательной деловой игры.
Он появился в педагогике сравнительно недавно (около 30 лет назад). Для современного образования деловые познавательные игры важны прежде всего тем, что могут активизировать учебный процесс, а также служат средством развития теоретического и практического мышления, актуализации знаний. Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регламент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же организовывать на ее основе весь материал. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, ибо игра занимательна и интересна для них.
Я довольно часто включаю игровой момент в свои уроки (7-9 кл) и учащиеся их очень любят к ним специально готовятся , тем самым изучают дополнительный материал к домашнему заданию.
Наиболее полюбившиеся игры у моих учеников:
1. Мозговой штурм
Время-5минут.
Выходят 6 учеников , дается тема ,это может быть текущая
или повторение , каждый ученик по этой теме формулирует определения, законы , формулы и т. д .и делает шаг вперед , кто дальше прошел , тот и победил .
Это игру можно использовать как в начале урока , так и при закреплении пройденного материала , а также как один из видов смены деятельности.
2. Снежки
Берем мягкий мяч
Я начинаю игру , бросаю мяч одному из учеников задавая при этом вопрос , он отвечает на него , кидает другому задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку.
3. Физический футбол.
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность.
Заключение.
Если учитель поставил перед собой цель формировать мотивацию школьников к учению, большую помощь в работе оказывает таблица, которая помогает решать проблему формирования мотивации с учетом многообразия педагогических ситуаций. Ее можно дополнять, опираясь на свой личный педагогический опыт.
Подходы к формированию мотивации | |||
Индивидуальные особенности учащихся | На какой мотив должен опираться педагог | Что нужно делать для создания мотивационной сферы | |
качества | проявления | ||
Способности низкие Общеучебные умения сформированы недостаточно. Логическое мышление слабо Работоспособность низкая Внимание неустойчивое Предпочтительный вид деятельности — игра | Безразличное отношение к учебе Неустойчивый интерес к занятиям | На интерес к игре (он приводит к зарождению познавательной самостоятельности) | Предлагать учебные задания в игровой форме, включать ученика в познавательные, игры и соревнования. Создать условия для появления внутренних потребностей к учению. Раскрыть ценность знаний и самостоятельности |
Интеллектуальные способности средние Навыки работы с учебником сформированы. Мыслительные способности нуждаются в развитии | Устойчивый интерес к отдельным предметам Ответственное отношение к учебе | На познавательный (дать почувствовать радость от возможности самостоятельно познать новое) | Вооружить ориентировочной основой разных умственных действий (алгоритмами) |
Логическое мышление развито. Общеучебные и интеллектуальные умения налицо | Ответственное отношение к учебе Осознанные Действия. Есть умения решать обычные учебные задачи | На творческий (дать ощутить радость от умения применять свои знания в новых ситуациях, от самостоятельного решения творческих задач) | Обеспечить условия для творческой самореализации индивида. Создавать новые и совершенствовать имеющиеся приемы умственной и практической деятельности Предлагать систему творческих задании. Вырабатывать навыки самообразования и самооценки действий |