Раздел iii. основные проблемы педагогической культурологии в постсоветский период.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Педагогическая культурология в системе научного знания

А.Я. Флиер о предмете культурологии и основных направлениях исследований прикладной культурологии. Педагогическая культурология как направление прикладной культурологии. Педагогическая культурология как наука, ориентированная на формирование культуры личности. М.А. Ариарский о предмете и основных направлениях изучения педагогической культурологии. Формирование культуры личности в сфере досуга как предмет педагогической культурологии. Взаимодействие сферы досуга с ведущими сферами и учреждениями культуры и искусств по формированию культуры личности.

Раздел II. Сфера досуга как ведущая сфера формирования культуры личности

Общенаучный и практический подход к СКД; материальные и нематериальные услуги в СКС; СКД в социально-культурной сфере; специфика культурно-досуговой деятельности. Определения и подходы к досугу в исследованиях Э.Соколова, М. Ариарского, Б.Трегубова, Г.Зборовского, Г. Пруденского. Концепции досуга в постиндустриальном обществе – Ж.-Р. Дюмазедье о «цивилизации досуга» и формировании аудитории «нового типа», Ж.Фурастье о компенсаторной функции досуга, Т.Абанкина об «экономике желаний».

Ведущие сферы формирования культуры личности (этапы социализации личности) – семья; сфера образования; профессионально-трудовая сфера. Средства массовой информации как основной социокультурный институт по формированию культуры личности в постиндустриальном обществе – концепция Ги Дебора («общество спектакля»), Ж.Бодрийяра (гиперреальность), С.Жижека («экранное поколение»).

Интегрированный характер сферы досуга по отношению к ведущим сферам формирования культуры личности.

Ведущие группы учреждений СКС по формированию культуры личности – научно-просветительские; театрально-зрелищные; культурно-досуговые; учреждения дополнительного образования; спортивно-оздоровительные; туристско-экскурсионные; средства распространения культуры (СМИ). Особенности функционирования коммерческих учреждений социально-культурной сферы. Креативные центры досуга – арт-центры, кластеры, коворкинги и т.д. Альтернативные формы культуры и досуга (хэппенинг, перформанс, флэш-моб, игры-квесты и т.д.)

Интеграция культурно-досуговых методик в деятельность учреждений культуры и искусств. Основные задачи педагогической культурологии как науки по формированию культуры личности в сфере досуга.

Раздел III. Основные проблемы педагогической культурологии в постсоветский период.

1. Проблема реализации демократических принципов руководства культурой и формирования культуры личности

Принципиальные различия между культурной политикой демократических стран и стран с тоталитарными режимами. Основные положения культурной политики (независимо от уровня развития страны) и механизм их реализации в СКС. Создание условий по удовлетворению и развитию различных потребностей людей как основной демократический принцип формирования культуры личности.

2.Проблема возрождения национальных традиций: причины, обуславливающие необходимость обращения к национальным традициям. Традиция как форма преемственности, передача социального, экономического, политического и культурного опыта от поколения к поколению; стабилизирующая и инновационная функция традиции. Изучение национальных традиций как основа формирования культуры личности и удовлетворения новых досуговых потребностей людей в постсоветский период (период русского Средневековья; Петровская эпоха; эпоха «дворцовых переворотов»; екатерининская эпоха).

3.Проблема взаимодействия церкви и государства в формировании культуры личности. Изменение религиозной ситуации в постсоветский период. Проблема «огосударствления» церкви: Г.П.Федотов об историческом опыте «огосударствления» церкви; опасность «огосударствления» церкви в постсоветский период; функции церкви и государства в развитии культуры. Взаимодействие церкви и государства в формировании культуры личности. Области сотрудничества церкви и государства в решении социально-культурных проблем.

4. Проблема формирования культуры личности в постиндустриальном обществе.

Установление международных контактов России с зарубежными странами в различных областях жизнедеятельности; взаимодействие в решении проблем глобализации, проблем постиндустриального общества.

Проблема формирования личности в условиях массовой культуры.

Предпосылки формирования массовой культуры. Массовая культура как феномен XX столетия.

Элитарная концепция культуры: 1.Нигилистическая модель культуры Ф.Ницше как реакция на грядущую посредственность и духовное обезличивание человека; 2. Х.Ортега – и- Гассет о «творческом меньшинстве» и «массе»; 3. Гуманистическая концепция А. Швейцера; 3. Г.П.Федотов о значении «культурного меньшинства» в возрождении русской культуры; 4. И.А.Ильин об основных проблемах национального возрождения и требованиях к «ведущему слою».

Ценностно-смысловой диапазон массовой культуры в эпоху постмодерна. Основные черты массовой культуры.

Формирование медиакультуры человека как условие его жизнедеятельности в информационном обществе. Понятия «медиакультура» и «медиаобразование». Основные концепции медиаобразования. Уровни развития медиакультуры личности. Направления формирования медиакультуры личности.

Возрождение Настоящего Достоинства в Человеке, что ЖИВЁТ в ДУШЕ каждого. Добрые Новости | АЛЛАТРА ТВ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: