Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||||||||
Классы/полугодия | |||||||||||||
Аудиторные занятия (в часах) | |||||||||||||
Самостоятельная работа (домашнее практическое задание, в часах) | |||||||||||||
Вид промежуточной аттестации | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | экзамен | зачет | зачет | зачет | зачет | |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максималь-ная учебная нагрузка | Самостоя-тельная работа | Аудиторные занятия |
I полугодие
1. | Вводная беседа о живописи. Организация работы в аудитории. | урок | — | ||
2. | Живописные изобразительные средства | урок | |||
3. | Методы работы с акварелью. | урок | |||
4. | Работа с гуашью | урок | |||
Физические основы цвета | урок | ||||
Ахроматические и хроматические цвета. | урок | ||||
Основные и производные цвета | урок | ||||
Три основные свойства цвета | урок | ||||
Возможности акварельной живописи | урок | ||||
Построение цветовых гармоний | урок | ||||
11. | Однотоновые гармонии | урок | |||
12. | Гармонии родственных цветов | урок | |||
13. | Гармонии родственно — контрастных цветов. | урок | |||
14. | Гармония контрастных и контрастно-дополнительных цветов | урок | |||
Гризайль | урок | ||||
Всего: |
II полугодие
Фигура человека | урок | ||||
Зависимость цвета от освещения | урок | ||||
Локальный цвет и среда | урок | ||||
Зависимость цвета от освещения | урок | ||||
Гризайль | урок | ||||
Локальный цвет и среда | урок | ||||
Зависимость цвета от освещения | урок | ||||
Всего: |
Второй год обучения
I полугодие
1. | Гармония по общему цветовому тону | урок | |||
2. | Контрастная гармония (на ненасы-щенных цветах) | урок | |||
3. | Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах) | урок | |||
4. | Гармония по насыщенности | урок | |||
Контрастная гармония | урок | ||||
Световой контраст (ахроматический). Гризайль. | урок | ||||
Гармония по светлоте и насыщенности | урок | ||||
Всего: |
II полугодие
Фигура человека | урок | ||||
Гармония по общему цветовому тону | урок | ||||
Гармония по насыщенности и светлоте | урок | ||||
11. | Гармония по общему цветовому тону | урок | |||
12. | Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. | урок | |||
13. | Гармония по насыщенности | урок | |||
14. | Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | |||
Всего: |
Третий год обучения
I полугодие
1. | Контрастная гармония (на насы-щенных цветах) | урок | |||
2. | Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | |||
3. | Контрастная гармония (на насыщенных цветах) | урок | |||
4. | Фигура человека | урок | |||
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасы-щенных цветах) | урок | ||||
Всего: |
II полугодие
6. | Гармония по общему цветовому тону | урок | |||
7. | Контрастная гармония на ненасыщенных цветах | урок | |||
8. | Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | |||
9. | Гармония по светлоте | урок | |||
Всего: |
Четвертый год обучения
I полугодие
1. | Контрастная гармония (на насыщен-ных цветах) | урок | |||
2. | Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах) | урок | |||
3. | Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | |||
4. | Гармония по общему цветовому тону | урок | |||
Всего: |
II полугодие
5. | Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах) | урок | |||
6. | Гармония по насыщенности и светлоте | урок | |||
7. | Нюансная гармония | урок | |||
8. | Фигура человека | урок | |||
Всего: |
Пятый год обучения
I полугодие
1. | Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности | урок | |||
2. | Нюансная гармония | урок | |||
3. | Гармония по насыщенности и светлоте | урок | |||
4. | Интерьер | урок | |||
Всего: |
II полугодие
5. | Гармония по общему цветовому тону | урок | |||
6. | Гармония по общему цветовому тону и насыщенности | урок | |||
7. | Фигура человека | урок | |||
8. | Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | |||
9. | Гармония по общему цветовому тону и насыщенности | урок | |||
Всего: |
Шестой год обучения
1. | Контрастная гармония (на насы-щенных цветах) | урок | |||
2. | Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | |||
3. | Контрастная гармония (на насыщенных цветах) | урок | |||
4. | Фигура человека | урок | |||
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасы-щенных цветах) | урок | ||||
Всего: |
II полугодие
6. | Гармония по общему цветовому тону | урок | |||
7. | Контрастная гармония на ненасыщенных цветах | урок | |||
8. | Гармония по общему цветовому тону и светлоте | урок | |||
9. | Гармония по светлоте | урок | |||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, грамотно передавать форму, объем и фактуру предметов.
К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные требования:
— самостоятельно выполнять задания по созданию художественного образа;
— самостоятельно строить цветовую гармонию;
— выражать индивидуальное отношение к изображаемому;
— уметь технически реализовать замысел.
Годовые требования. Содержание разделов и тем
Первый год обучения
Полугодие