Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций студенток с различным семейным статусом

В результате проведения исследования смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток были получены следующие данные (см. Приложение А).

В результате применения U-критерия Манна-Уитни для установления достоверности различий смысложизненных ориентаций замужних и незамужних студенток получены следующие результаты (см. Приложение Б).

Были выявлены достоверные различия в смысложизненных ориентациях замужних и незамужних студенток по шкале «результативность жизни».

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Замужние студентки оценивают свою жизнь как более результативную.Низкие баллы у незамужних студенток могут говорить о неудовлетворенности прожитой частью жизни.

Это можно объяснить удовлетворенностью замужних студенток своим социальным и семейным статусом, чувством реализации себя как женщины.

По остальным шкалам (цели в жизни, процесс жизни, локус контроля-Я, локус контроля-жизнь) шкалам не выявлено достоверных различий.

Для замужних и незамужних студенток характерны низкие и средние значения по шкалам «цели в жизни», «процесс в жизни», «локус контроля- жизнь».Это говорит о том, что они живут сегодняшним или вчерашним днем. Для студенток характеренфатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Также для замужних и незамужних студенток характеры средние и высокие значения по шкалам «процесс жизни» и «локус контроля-я». Это говорит о неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее. У студенток преобладают представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о ее смысле.

Высокие значения у замужних и незамужних студенток выявлены по общему показателю осмысленности жизни.

Оценка эффективности коррекционной программы по целеполаганию

Для повышения уровня осмысленности жизни была разработана программа психологической коррекции по целеполаганию (см. Приложение Г).

Для проведения исследования эффективности программы среди студенток в низкими баллами по тесту смысложизненных ориентаций случайным образом были выделены экспериментальная и контрольная группы, в каждой группе по 7 человек. Экспериментальная группа подверглась коррекционному воздействию в форме тренинговых занятий. На контрольную группу воздействие не оказывалось.

Проведена повторная диагностика смысложизненныхх ориентаций у студенток с различным семейным статусом.

Для оценки сдвига у контрольной и экспериментальной групп до и после коррекции у студентов с компьютерной зависимостью был применен Т-критерий Вилкоксона (см. Приложение В).

Были выявлены достоверные различия в смысложизненных ориентациях у замужних и незамужних студенток экспериментальной группы до и после коррекции. Уровень осмысленности жизни после проведения психологической коррекции заметно повысился.

У студенток контрольной группы значимых изменений в уровне осмысленности жизни не выявлено.

Таким образом, разработанная коррекционная программа оказалась результативной,что подтверждает наличие достоверных сдвигов у экспериментальной группы.

Выводы

Для проверки гипотезы было проведено исследование смысложизненных ориентаций у студенток с различным семейным статусом при помощи тестасмысложизненные ориентации (методика СЖО) Д.А. Леонтьева.

Применение U-критерия Манна-Уитни к выборкам замужних и незамужних студенток выявило достоверные различия по шкале теста «результативность жизни» при р ? 0, 05.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза исследования была подтверждена: существуют различия в смысложизненных ориентациях у студенток с различным семейным статусом.

Баллы по шкале «результативность жизни» отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Замужние студентки оценивают свою жизнь как более результативную. Низкие баллы у незамужних студенток могут говорить о неудовлетворенности прожитой частью жизни.

Это можно объяснить удовлетворенностью замужних студенток своим социальным и семейным статусом, чувством реализации себя как женщины.

Также была подтверждена гипотеза об эффективности программы психологической коррекции по целеполаганию. Применение Т-критерия Вилкоксона к контрольной и экспериментальной группам выявило достоверные различия в смысложизненных ориентациях студенток. У студенток экспериментальной группы повысились показатели смысложизненных ориентаций по сравнению с контрольной группой. Это говорит об эффективности применения программы психологической коррекции по целеполаганию для повышения уровня осмысленности жизни.

Практическая значимость исследования заключается в определении различий в смысложизненных ориентациях замужних и незамужних студенток, что может использоваться для коррекционной работы по целеполаганию и повышению осмысленности жизни.

FIREWATE


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: