Субъекты и объекты досуговой деятельности.

Важнейшими компонентами досуговой деятельности выступают конкретные люди или группы, обладающие досуговыми потребностями. Они относятся к категории объектов досуговой деятельности. Все должно быть предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому при разработке досуговых мероприятий необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на восприятие программы: возраст, пол, национальность, уровень образования, доходы, профессиональные интересы, хобби.

Субъекты досуговой деятельности – люди, учреждения и фирмы, которые участвуют в организации досуговой активности. Организаторы задействованы в досуговой деятельности на профессиональной основе, создают условия и помогают населению реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников[10]:

  • руководящий состав профессиональных организаторов досуга – ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры. Представители этой группы – ключевые фигуры в проектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;
  • профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации. Эти люди (артисты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п.) осуществляют непосредственный контакт с аудиторией. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием;
  • высококвалифицированные работники и специалисты разных отраслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры сетей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;
  • рядовые исполнители и производители услуг в области досуга. Часть из них напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;
  • представители исполнительной и законодательной власти в центре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых организаций. Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;
  • лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функции, связанные с финансированием, а также предоставляющие донорскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы власти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).

Имеется несколько подходов к классификации коллективных организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделения выступают следующие.

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

  • культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;
  • отдых и развлечение аудитории.

Способ хозяйственной деятельности предприятия или учреждения досуга:

  • коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эффекта — фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по производству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
  • некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. — общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;
  • смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации. В условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть некоммерческих организаций.

🍀 Субъект и объект. Сатсанг | Юрий Башта


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: