Исследование преобладающего типа запоминания

Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.

Материал и оборудование: шесть наборов слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, тетрадь, листок бумаги, ручка, секундомер.

Процедура опыта

Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из шести опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала. В пятом – запоминание на основе зрительного образа и в шестом словесно-логическое запоминание.

Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.

Опыт №1

Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.

Инструкция испытуемому: Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: Пишите!, на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать.

Слова для запоминания в первом опыте:

машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы в 10 секунд дается команда Пишите!

Опыт №2

Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.

В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.

Инструкция испытуемому: Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу Пишите!, на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать.

Слова для запоминания во втором опыте:

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После чтения десятого слога до сигнала Пишите! пауза длится 10 секунд.

Опыт №3

Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.

Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.

Инструкция испытуемому: Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой прописывайте их и запоминайте. По сигналу Пишите! на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, прописывать слова и запоминать.

Слова для запоминания в третьем опыте:

пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Пауза перед сигналом Пишите! в третьем опыте выдерживается 10 секунд.

Опыт №4

Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу Пишите! на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.

Инструкция испытуемому: Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу Пишите! запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать.

Слова для запоминания в четвертом опыте.

Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Сигнал Пишите! дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.

Опыт №5

Спустя 10 минут после четвертого опыта проводят пятый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить образное восприятие материала, испытуемому предлагают изобразить рисунком или схемой каждое слово, а после изображения десятого слова лист переворачивают и по сигналу Пишите! на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.

Слова для запоминания в пятом опыте:

Велосипед, смородина, озеро, словарь, утро, зажигалка, иней, трава, ложка, индюк.

Опыт №6

Спустя 10 минут после пятого опыта проводят шестой. Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом эксперимантатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

Пары слов для запоминания в шестом опыте:

Лед — коньки Кустарник – крыжовник Карандаш – пенал Ночь – день Пожар – спички Яма – гора Вода – роса Дуб – дерево Мебель – стол Журавль — синица

Обработка результатов

Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.

ТИП ПАМЯТИ
Количество правильно воспроизведенных слов Слуховой Зрительный Моторно-слуховой Комбинированный Образный Словесно-логический

Как обучить детей методу Сильва и медитации?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: