Ознакомление с окружающим. обогащение реального опыта.

Е.Зворыгина, Н.Комарова, С.Л. Новосёлова.

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ ИГРЫ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Характеристика развития сюжетно-ролевой игры на начало года.

К пяти годам дошкольники при правильном педагогическом влиянии, обеспечивающем своевременное обогащение жизненного опыта, уже умеют самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры: выбирать тему игры, создавать предметно-игровую среду, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения.

У старших дошкольников совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр с постройками.

(См. Таблицу «Задачи руководства сюжетно-ролевой игрой).

I. КОМПОНЕНТ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ:

Ознакомление с окружающим. Обогащение реального опыта.

Сюжеты детских игр самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, приобретенных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач.

В программе предусмотрены занятия, где на игровом материале формируются умения, необходимые детям и для самой игры. Так, на занятиях по развитию речи развивается умение связно и последовательно пересказывать сказку, рассказ, диалог действующих лиц, давать характеристику персонажам, самостоятельно описывать или придумывать события, связанные с собственным опытом, объяснять переживаемое своим сверстникам.

Раздел программы «Художественная литература» нацелен на то, чтобы дети овладевали очень важными для сюжетно-ролевой игры приемами иносказания, фантастического превращения, преувеличения, учились эмоционально и интонационно выразительно, в зависимости от содержания произведения передавать характеры персонажей, проявляя собственное отношение к героям и их поступкам. Воспитатель побуждает ребят связывать содержание литературных произведений с игровой деятельностью, прогулками, наблюдениями во время экскурсий. На занятиях, в играх-беседах с персонажами сказок, в играх-драматизациях кукольных спектаклях по сюжетам художественных произведений дети усваивают выразительные средства, необходимые для выполнения роли, отражения ролевых отношений, учатся видеть эмоциональное состояние партнера и считаться с ним, овладевают многими игровыми способами и приемами.

На занятиях по конструированию они, наряду со специальными знаниями, приобретают обобщенные представления о возможностях разных конструкций, которые сами создают из имеющих материалов (строительные наборы, бумага, катушки, поролон, коробки, снег, песок и др.). Постройки успешно используются в играх «Зоопарк», «Улица», «Самолет», «Стройка», «Ферма» и др.

Навыки, приобретенные на занятиях по изобразительно деятельности, очень помогают детям при изготовлении игрушек-самоделок, обогащающих предметно-игровую среду условными по образу персонажами и предметами

На формирование коллективной игры существенно влияет уровень развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Основоположник теории детской игры А. П. Усова писала, что в играх детей отражаются их общее развитие и культура. Яркость и красочность содержания, богатство замысла, развитость этого замысла показывает богатство личности играющих. Установление связи между личным опытом, знаниями дошкольников и содержанием их игр обеспечивает необходимое единство целей воспитательного процесса, его комплексную реализацию в повседневной работе педагога.

Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте приобретают самостоятельный характер, открывают простор для индивидуальных замыслов детей. В старшей группе совершенно недопустимо как прямое навязывание детям готовых, идущих от воспитателя тем для игр, так и разучивание определенных сюжетов или строго тематический подбор игровой атрибутики, сковывающий детскую инициативу в игре. В примерном режиме дня старшей группы на собственно игры отводится около сорока пяти минут и три часа на прогулку, во время которой дети также могут играть. Это ограниченное время, отведенное для самостоятельных игр детей, воспитатель не должен ничем занимать и никоим образом не подменять игру обучением. Отсюда вытекает требование четкого планирования той работы, которая определена программой применительно к сюжетно-ролевым играм.

Решающее значение для развития игровой деятельности имеют те сведения, которые дети получают на занятиях при ознакомлении с окружающим миром, с природой, явлениями общественной жизни. Старшие дошкольники имеют уже достаточно широкий круг знаний о социальной и природной среде. Это представления о труде взрослых, о семейных отношениях, праздниках, экспедициях, космических полетах, о жизни города, села, микрорайона и др. Однако эти представления носят не всегда отчетливый характер. Чтобы игры стали логически завершенными, дети обязательно должны владеть определенной суммой знаний. Ребята проявляют любознательность, живой интерес, стремление ближе соприкоснуться с

явлениями, которые потом смогут отразить в играх. Возникающий интерес во многом удовлетворяется на занятиях, где дети получают конкретные и более общие сведения, знакомятся со способами перевода их в самостоятельную деятельность, в том числе и игровую.

Связь содержания игровых сюжетов с приобретенными на занятиях знаниями можно раскрыть на примере игры в каспийских рыбаков.

Сведении о труде рыбаков педагог систематизировал в беседе на тему «Рыбацкая колхозная флотилия». Ребята узнали, что командует рыболовецким судном — сейнером — капитан, а есть еще бригадир флотилии. Члены его бригады — рыбаки — плавают на нескольких судах и выполняют разную работу: одни подводят сети с рыбой к берегу, другие вычерпывают рыбу из сетей в тачки, а третьи подвозят рыбу к сортировщикам. Наглядно представить содержание всех рыбацких профессий помогло рассматривание картины С. Б. Бибикова Каспийские рыбаки) (см. серию картин для детского сада, составленную Л. С. Барсуковой). Закрепить интерес детей к этой теме помогло привлечение их к изготовлению атрибутов, игрушек для игры. Ребята плели сети, готовили сачки, тачки из картона. Во время бесед воспитатель рассказывал детям о рыбах, обитающих в Каспийском море (осетр, белуга, кефаль, сельдь, килька, тарань), подчеркнув и то, что только в Каспии (и нигде больше!) водится рыба кутум. На занятиях по изобразительной деятельности и в часы самостоятельных игр дети рисовали каспийских рыб. С помощью воспитателя они вырезали силуэты рыб для будущей игры.

Разговоры о земляках-моряках, рассматривание иллюстраций, рисование, составление альбомов, изготовление игрушек — все это помогло ребятам получить яркие эмоциональные впечатления.

Чтобы игра обрела необходимый размах и стала более содержательной, педагог прочитал рассказ «Летит высоко, видит глубоко» из книги И. Винокурова «Самолет летит» — о дружном участии в лове рыбы рыбаков и летчиков. Перед детьми открылся новый вариант игры: летчики будут отыскивать косяки рыбы с воздуха и сообщать рыбакам по рации; рыбаки отправятся в море; выловленную рыбу они доставят на консервный завод; изготовленные консервы будут отправлять в другие города и республики на машинах, поездах, самолетах. Появилась возможность приобщиться к игре в рыбаков и для детей, которым нравилось быть шоферами, летчиками, играть в «Железную дорогу».

Приобретенные детьми знания воспитатель помог подкрепить жизненными фактами. В Махачкале торжественно отмечалось содружество корабелов Клайпеды и каспийских рыбаков. Рабочие Клайпеды выстроили мощное рыболовецкое судно, на нем разместился рыбозавод. Дети об этом слышали от родителей, видели по телевидению. Воспитатель показал детям на карте местонахождение Клайпеды, путь до этого города по Каспию, а затем по Волге и каналу. Потом предложил построить из крупного строительного материала свое судно и разместить на нем консервный завод. Игра получила дальнейшее развитие: в нее уже играли все ребята. У них появлялись новые вопросы: «Где еще строят корабли?», «Куда еще можно плыть по Волге?», «Какая рыба водится в Волге? в Балтийском море?».

Поддержать интерес к игре в «Рыбаков» и дать ответы на детские вопросы помогали систематически проводимые занятия и дидактические игры.

Расширению представлений детей о труде земляков послужила дидактическая игра «Мои картины. Ребята вырезали из журналов и газет картинки, самостоятельно составляли тематические композиции о труде рыбаков, летчиков, шоферов, работников железнодорожного транспорта, рабочих консервного завода и затем составляли по ним рассказы.

Объединило детей и создание макета Каспийского порта: мальчики лепили суда, фигурки рыбаков; девочки плели сети, благоустраивали конвейер, за которым потом сортировали рыбу. Игрой на макете ребята увлекались: играли и утром, и между занятиями, постоянно заботились о пополнении макета игрушками.

В каждом регионе нашей обширной страны воспитатель вправе выбрать то, что типично для данной местности, что дети могут каждый день непосредственно наблюдать.

Приведем еще один пример правильной педагогической работы в детских садах Харьюсского района Эстонии.

В дошкольных учреждениях детей пятого и шестого годов жизни знакомили с трудом взрослых на животноводческих фермах. Для сельских детских садов игровая тематика, связанная с работой взрослых на ферме, не только близка, но и удобна в плане обогащения дошкольников знаниями. Со всеми детьми сначала проводились экскурсии на ту или иную ферму.

Во время экскурсии на конно-спортивный комплекс ребят яслей-сада совхоза «Соммерлинги» знакомили с людьми, работающими на ферме, подробно о них рассказывали, показывали орудия и предметы их труда. Дети имели возможность наблюдать конкретные трудовые операции и даже участвовать в некоторых из них (например, они кормили лошадей свежей травой).

С детьми яслей-сада поселка Козе была проведена экскурсия на свиноферму, в результате которой они получили представления общего характера о труде колхозников. Экскурсантам показывали ферму, знакомили с ее работниками, обращали внимание на внешний вид фермы, ее оборудование и орудия труда, разрешали наблюдать за поросятами и т. д. Ребятам объясняли, что такое ферма, чем занимаются здесь работники и т. п. Однако экскурсия была недолгой и носила лишь ознакомительный характер. Чтобы дети глубже уяснили цель трудовых процессов, поняли их взаимосвязь, им читали рассказы, показывали иллюстрации. В результате развернулась длительная игра в «Ферму».

Детям яслей-сада совхоза «Рана» сначала рассказывали и показывали, что представляет собой коровник, для чего он нужен. Дети сами видели многие трудовые операции взрослых, их рабочее взаимодействие, принимали посильное участие в уходе за животными: кормили их травой, кидали им подстилку — сено. Ребята гладили телят, а после занятия пили кипяченое молоко. В результате этой экскурсии дошкольники приобрели и общие, и более конкретные знания о труде взрослых, т. е. их представления систематизировались.

При ознакомлении с окружающим педагоги названных детских садов исходили из требований программы воспитания и обучения. Ребят знакомили с профессиями людей, работающих в колхозе, с орудиями труда, которыми они выполняли определенные действия.

В беседах, которые проводятся после непосредственных наблюдений и служат закреплению представлений, важно еще раз подчеркивать нравственную сущность человеческой деятельности, ответственное отношение к выполняемой работе, взаимопомощь и коллективный характер труда. С целью обогащения содержания последующих игр воспитатель может провести индивидуальные беседы с детьми о профессии их родителей, о том, где они работают и чем полезен их труд, какое участие сами дети принимают в хозяйственном труде.

Темы общих бесед с детьми самые различные, например: «Наш детский сад» (кто в нем трудится, чем можно гордиться, каковы обязанности воспитанников старшей группы), «Все мамы и папы трудятся на работе и дома», «Чья профессия важнее?». Проведение праздничного утренника «Мамин день», встречи с родителями («Родители в гостях у детей»), а также использование дидактических игр типа «Угадай, что нужно… (повару, медсестре, врачу)» способствует формированию у дошкольников более четких представлений о характерных трудовых действиях и взаимоотношениях взрослых людей, В силу доступности они легко воспроизводятся в играх.

Воспитатель помогает ребятам определить наиболее подходящие для игры события, установить их последовательность, обозначить действующих лиц. Внимание сосредоточивается на выбранной теме, к нему подключается воображение детей, что в целом способствует развитию самостоятельных игр.

Наряду с беседами и наблюдениями педагог постоянно организует помощь взрослым. Вместе с няней ребята чистят пылесосом-щеткой мягкие игрушки, моют подоконники, споласкивают посуду, помогают дворнику на участке, в сельской местности ухаживают за домашними животными, участвуют в уборке овощей и фруктов.

Для правильного отражения труда людей, для полноценного развития сюжета и содержательного ролевого поведения ребята должны знать как можно больше о каждой профессии. Если они не знают, что должны делать, например, капитан и матросы, то игра в «Пароход» становится таковой только по названию.

Однако воспитатель не должен заниматься прямым переносом тематики занятий (бесед, наблюдений и др.) в детскую игру с помощью разучивания сюжета или путем предписания играть по заданной теме. Важно лишь возбудить интерес к тем событиям и фактам, о которых дети узнали, например, на празднике, во время развлечений, спортивных соревнований. Активное участие каждого ребенка в различных видах деятельности придаст игре своеобразную эмоциональную окраску.

Но только лишь знаний, эмоций, переживаний бывает недостаточно для того, чтобы возникла индивидуальная или коллективная игра. Важно уметь весь этот потенциал перевести на язык игры, т. е. дошкольники должны владеть средствами и способами (техникой) отображения действительности в игре.

II. КОМПОНЕНТ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ:

Вадим Зеланд — Вершитель реальности


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: